Когда пересекаются человеческие истории

Когда пересекаются человеческие истории

 

 
С 4 по 8 ноября 2012 года прошел II Международный театральный фестиваль «Мужчина. Женщина. Сцена.» в Израиле в городе Тверия, что на берегу озера Кинерет. Тверия входит в число четырех святых для иудеев городов (Хеврон, Иерусалим и Цфат). Свое название город, который сегодня насчитывает 45000 жителей, получил от римского императора Тиберия и был построен в 17 году до н.э.
Когда идешь по извилистым переулкам старого города, где много памятников старины, окунаешься в далекую историю города и страны. Но вот выходишь на красивейшую набережную озера и попадаешь в мир современных отелей, офисов, кафе, ресторанов, развлекательных центров, где ночью и днем в ярких огнях кипит жизнь, так как Тверия является и крупным туристическим центром. Здесь всегда теплее, чем в других городах Израиля, так как город расположен в котловане около 200 метров ниже уровня моря.
В прошлом году здесь произошло знаменательное событие — впервые в Тверии прошел Международный театральный фестиваль, учредителем которого является муниципалитет Тверии. Проходил он на базе городского театра «Треугольник» при поддержке Министерства по делам репатриантов, Британского консульства и Министерства иностранных дел. А в этом году — II фестиваль, на котором гостями были актеры из Америки, Англии, Франции и Израиля. Афиша его была очень разнообразной — моно и камерные спектакли, музыкальное шоу, опера и пантомима, клоунада и драматические спектакли.
Открывался фестиваль спектаклем «Танго любви» (по пьесе Валентины Аслановой «Дамское танго») режиссера Виталия Новика (Израиль), на который все желающие не смогли попасть, хотя зрители приходили со своими стульями, даже сидели на полу, что в Тверии бывает очень редко.
О судьбе стареющей знаменитой звезды мюзик-холла рассказали две замечательные актрисы — Мария Мушкатина и Светлана Демидова.
Когда-то блиставшая на мировых сценах Мадлен Вердюрен теперь живет всеми забытая со своей дальней родственницей, служанкой Симоной из деревни в Провансе — неповоротливой, брутальной, постоянно роняющей поднос с завтраком для мадам.
Неожиданно Мадлен получает приглашение выступить в «Олимпии» в программе «Звезды возвращаются» за 25000 франков. И Мадлен-Мушкатина преображается, понимая, что снова увидит зрителей, почувствует сцену и запах кулис, о чем мечтала уже долгие годы.
Готовясь к выступлению, Мушкатина — тоненькая, изящная — поражает своей пластичностью, выполняя шпагаты и «па», подвластные лишь профессиональным балеринам. Прекрасная музыка становится полноправным действующим лицом спектакля. Но заболевает партнер Мадлен, и она умоляет Симону, чтобы она, переодевшись в мужской костюм, заменила его.
Обе актрисы необыкновенно пластичны, музыкальны, замечательно танцуют и двигаются. И легкая комедия к финалу превращается в пронзительный крик души Мадлен, когда она вместе с Симоной, которая из неуклюжей деревенщины превратилась в элегантного молодого человека, танцует свое знаменитое танго любви, возвращающее ее в прежнее время — время любви, цветов и счастья, что так важно для актера в любом возрасте и в любой стране.
Камерному Оперному театру из Иерусалима 10 лет, и в Тверии он выступал впервые.
Дирижер и художественный руководитель театра Илья Плотников в своем ярком красочном представлении соединил две самостоятельные итальянские оперы Перголезе и Джованни Панзиэлло на один и тот же сюжет: «Служанка — госпожа», где служанка пытается обольстить мужа своей госпожи и выйти за него замуж.
Большой успех выпал на долю театра «Человек», которому всего 4 года и руководит им Мария Немировская.
В театре всего три актера, и они сами придумывают спектакли без готового текста. Они выбирают какую-либо тему, большей частью мифологические сюжеты, привязанные к общечеловеческим ценностям и делают этюды.
Спектакль «Хаотический Одиссей», показанный на фестивале, был сыгран 250 раз и за последние два года объездил 16 стран (Россия, Колумбия, Эквадор, Панама, Сербия, Болгария, Словакия, Хорватия и другие).
В центре спектакля, сюжетная канва которого взята из «Одиссеи» — простой итальянский парень (Ноэль Рубинштейн), живет со сварливой женой (Йоланта Циммерман), вечно плачущим грудным ребенком и полусумасшедшим папашей (Федор Макаров), которому читает на ночь «Одиссею». Мечтая вырваться из обыденности, герой уносится далеко в мир фантазий и именно там с ним происходят увлекательные приключения, встречи, превращения.
Спектакль идет на смеси псевдо итальянского языка с английским и ивритом, построен на чередовании реальности и фантазии, совмещая драматический сюжет и клоунаду.
А настоящая клоунесса из Лондона Нола Рэй представила моноспектакль «Нелепый Моцарт», который без текста соединил в себе комедию, танец, кукольный театр и пантомиму, повествуя о жизни Моцарта от рожденья до самой смерти.
Нола Рэй начинала как классическая танцовщица, окончила школу Королевского балета, а потом начала заниматься пантомимой, училась у Марселя Марсо.
Ее имя внесено в список величайших клоунесс мира.
Без слов, только пластика, жесты, куклы и волшебная музыка Моцарта из «Дон Жуана» и «Волшебной флейты» — и перед нами проходят вся жизнь и судьба Моцарта. Отец с детства учил его музыке, распознав талант в ребенке, коим Моцарт при всей своей гениальности и остался до конца жизни, что привело к внутренним конфликтам.
В финале под звуки «Реквиема» умирает Моцарт — Нола Рей, держа в руках перо, не дописавшее свою гениальную музыку, которая будет звучать во все времена и для всех поколений.
«Моя бабушка» Рой Рашкис — моноспектакль актрисы из Тель-Авива Моран Маруани — история одной марокканской бабушки, бежавшей с семьей в Израиль. Актриса очень эмоционально рассказывает об их дальнейшей судьбе, о муже, который умер семь лет назад, о детях, которые выросли и разъехались, проигрывая все за всех членов семьи и органично вплетая в эту грустную историю комические эпизоды.
Очень поэтический спектакль из Тель-Авива поставила Татьяна Шекер. «Мужчина, его душа и ее фото» создан по мотивам произведений чешского писателя Людвига Ашкенази «Черный ящик». Это воспоминания специального военного корреспондента (Константин Нам), прошедшего по многим дорогам войны, оставившей неизгладимый след в его жизни. Он бежит от человеческих связей и отношений, и его душа кричит от боли, а в голове стучит пулеметная очередь. Он хочет написать «Балладу убийцы», где должны быть сплетены разные темы — любовь, дети, смерть сына, стоны умирающих городов, по улицам которых он шагал, счастье, в очереди за которым стоят многие с самого рождения.
Свет, блики которого превращаются в выстрелы, музыка, стихи органично дополняют воспоминания героя и создают картину современного мира, в котором и «сегодня солдаты маршируют по чужим дорогам».
«Вышел зайчик погулять» — моноспектакль-пантомиму, который сочинила, сыграла и поставила известный мастер пантомимы Анна Власова.
Без единого слова она смогла создать целый космос, окружающий смешного и наивного зайчика, живущего на маленькой планете. Каждое утро он просыпается и понимает, что он один, а вокруг огромное пространство, откуда он хочет вырваться и поспорить с судьбой, но всего боится. Он находит толстую книгу и считает, что в ней должно быть решение всех вопросов и проблем. По мере чтения этих историй и сказок из книги выходят одушевленные существа — книжный червь, у которого есть крылья, и он улетает от зайчика, собачка, которая тут же умирает.
Зайчик пытается взлететь, но у него ничего не получается — оказывается, очень трудно выбраться из своей привычной жизни и войти в большой, чужой и неприветливый мир.
Финал спектакля остается открытым — зайчику кажется, что он все-таки достигнет какого-то познания, но, быть может, это его фантазии и мечты.
Независимая театральная труппа из Франции из города Монпелье показала моноспектакль
актера Жоэля Абади «Дрейфус. Любовь и сопротивление», в основе которого переписка Дрейфуса с женой, когда он сидел в тюрьме, и ее дневники. Пьесу известнейшего американского драматурга Эдварда Олби «Что случилось в зоопарке?» поставила Татьяна Соболь (Хвостикова), актриса театра и кино, которая в Тель-Авиве в Союзе деятелей искусств Израиля возглавляет отдел, занимающийся репатриантами, приехавшими в Израиль из разных стран.
Режиссер назвала ее «Человеческой историей». Эта первая пьеса Олби очень сложна и многослойна, в ней соединены элементы абсурда и отголоски мотивов чеховской драматургии.
Пьеса и спектакль об одиночестве людей, казалось бы, живущих в самой счастливой и богатой стране мира. Режиссер Татьяна Соболь и два великолепных актера Вячеслав Бибергал (Джерри) и Андрей Кашкер (Питер) поднимают в спектакле чеховский вопрос — если, будучи хорошим человеком можно убить другого, то кто мы? Что мы?
Закрытие фестиваля ознаменовалось музыкальным представлением, в котором известная американская певица из Оклахомы Ребека Ангерман вместе со своими двумя партнершами исполняла различные джазовые произведения и блюзы.
Директор и художественный руководитель фестиваля Ефим Гельман говорит: «Несмотря на огромные организационные и финансовые трудности, мы считаем, что фестиваль проходящий второй год подряд, имеет огромное значение и для театральных деятелей Израиля, и для зрителей. Это место встречи израильских актеров и режиссеров со своими коллегами из-за рубежа, возможность познакомиться с тем, что они делают, и показать наши спектакли, получить не всегда доходящую до нас информацию о современном театре. Кроме того, можно сравнить свои работы с теми спектаклями, которые были показаны на фестивале. Мы надеемся, что в будущем наш фестиваль будет становиться все интереснее, его география все шире, а афиша все разнообразнее».
Фестиваль в Тверии показал, насколько разнообразны художественные тенденции в драматургии, в режиссуре, в способе существования актеров на сценах театров разных стран, и имел большое значение в обогащении их театральных культур.
 
 

Фото Георгия Столярова, Ксении Мушкатиной и предоставлены театрами

 
 

Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская