С чего начинается театр?

С чего начинается театр?

О поездке студентов Щукинского училища в Женеву

Рефлекторно просится ответ — с вешалки. Не угадали. Театр начинается с театрального училища. В данном случае Щукинского, «Щуки», которое считается лучшим в России, если не в мире, о чем свидетельствует главный приз Венецианского фестиваля. Это понимаешь, когда на сцену Студенческого центра в Женеве, излучая неповторимый свет молодости, выходят три десятка ярких индивидуальностей, чтобы подарить зрителям задорную, лирическую и ностальгически трогательную музкомедию «Белая акация». Классика соцарта, тонко, иронично и самозабвенно сыгранная новым поколением российских артистов. Каждый выход — овация. Набитый до отказа зал рукоплещет, сотрясается от хохота, дружно кричит «браво», «молодцы», «спасибо». Галерка визжит от восторга. Видимо, там собрался особенно чувствительный народ. Патриотическое сердце наполняется гордостью — это наш, настоящий русский театр. Лучший в мире.

Возможность посмотреть «Белую акацию» и уникальный концерт «Танцуем и поем», признанные лучшими дипломными спектаклями 2008 года, женевским любителям театра была предоставлена в результате совместного проекта Международного Центра МГУ им. М.В.Ломоносова в Женеве и Театрального института им. Б.В.Щукина при Государственном академическом театре им.Евг.Вахтангова в Москве. Поставил оба спектакля художественный руководитель выпускного 4-го курса училища заслуженный деятель искусств РФ Владимир Иванов. Скромненько выходя на авансцену, чтобы предъявить плоды общего труда, он наверняка заранее знает, какую радость доставит зрителям бесподобная игра студийцев. Несказанно счастлив и директор Женевского Международного Центра МГУ Тамерлан Гасанов. Это его идея. До сего дня он не на шутку волновался — как узнают женевские театралы о приезде щукинцев, придут ли — ведь это не коммерческие гастроли, а всего два пробных представления. Так сказать, фирменный показ потенциала легендарной «Щуки». У Гасанова большие планы — он хотел бы открыть в Женеве филиал училища. На помощь ему пришли местные русскоязычные средства массовой информации — электронная «Наша газета» заранее известила о спектаклях, уместно заметив при этом: «Мы так устали от политики, зауми и насилия в театре и на экране, что иногда просто хочется отдохнуть душой». Что ж, «Белая акация» органично вписалась в программу объявленного «Нашей газетой» Года Одессы в Швейцарии, расположенной в пятистах километрах от ближайшего моря.

И вот долгожданный день настал. Обычный для мартовской Женевы, довольно прохладный, даже дождливый. Необычное оживление возле входа в Центр видишь издалека. А в фойе — настоящее столпотворение. Здесь студенты, преподаватели-русисты, журналисты и, конечно, жадная до «своих», сокровенных зрелищ русская колония. Все билеты проданы. Даже по блату. Аншлаг. О входе надо было позаботиться заранее. Безбилетники огорчены. И тогда великодушный Гасанов открывает вход на балкон. В итоге умещаются все желающие. Никто не в обиде. Ей богу, было бы жалко и непростительно пропустить такое. Женева вообще-то не очень театральный город. А тут выступают русские артисты, молодые, блистательные, щедро, без остатка отдающие себя зрителю. Сегодня они резвятся в оперетте, а завтра заставят сжиматься сердца в «Игроке» Достоевского или в шекспировском «Макбете». Вот оно, будущее российского театра. Это событие не только для Женевы. Это глоток свежего воздуха. «Наша газета» права — душа отдыхает.

Картина повторяется на следующий день, когда четыре сотни человек снова заполняют уютный зал и снова бурно аплодируют необыкновенным певцам, танцорам и их творческим руководителям. И снова нет билетов, и снова триумф, увенчанный полным восторгом благодарных зрителей, букетами цветов для очаровательных исполнительниц и огромной корзиной цветов для всей труппы. Жаль, что вся нерусская Женева не смогла увидеть это чудо. А стоило бы. Особенно второй спектакль, мастерски исполненный на международном, общепонятном артистическом языке голосов и жестов.

А на третий день в аудитории Женевского Университета члены Русского кружка собрались на встречу с ректором Щукинского института Евгением Князевым, народным артистом Российской Федерации, лауреатом Государственной премии РФ, известным артистом театра и кино. Рассказчику было чем поделиться с пришедшими. Заметно, что ректор живет и болеет училищем, театром, судьбой актеров. Но и слушатели, надо сказать, подобрались знающие, любопытные и сочувствующие. Даром, что живут в Женеве. В результате получился предметный и проникновенный разговор о сегодняшнем и завтрашнем дне, а, главное, о предназначении русского театра. Выступавшего засыпали вопросами. Каким-то образом на встрече оказался (это в Швейцарии-то) бывший или новый советник по культуре посольства Нидерландов в Москве, неплохо говорящий по-русски. Он не стал скрывать своего пристрастия к авангардному, «свободному» театру, но с интересом выслушал ответы сторонника классической, вахтанговской театральной школы. Расходились убежденные в том, что, перефразируя известные строки Евтушенко, театр в России, больше, чем театр.

В итоге вновь возникает уже риторический вопрос — любите ли вы театр? И ответ опять напрашивается сам собой — русский, да, очень. Особенно если такой, как у щукинцев. Лучших в мире.


Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская