"Человечесто развивается по неведомым кривым..."

"Человечесто развивается по неведомым кривым..."

В четвертый раз на гостеприимной черногорской земле собрались литераторы, художники, ученые, чтобы вспомнить замечательного русского писателя-эмигранта Юрия Дружникова и поговорить о вчерашнем и сегодняшнем дне русской культуры.

Раз в году в доме Юрия и Валерии Дружниковых в университетском городке Дейвисе, неподалеку от столицы Калифорнии Сакраменто встречались писатели, чтобы почитать свои произведения и послушать новые тексты хозяина. В чудесные июньские дни в комплексе Фан-Фани в Дженовичах прозвучали фрагменты из книг и рукописей участников очередного, уже пятого фестиваля. Среди организаторов фестиваля – Союз литераторов России и автономная некоммерческая организация содействия сохранению историко-культурного наследия «Народный архив».

Юрий Ильич Дружников, после своей эмиграции из СССР в США в 1989 году, противостоял дискриминации по возрасту, пропасти между поколениями, межнациональным конфликтам. И задача международного литературного фестиваля «Русские мифы» — показать талантливых людей из России и разных стран мира, литераторов и художников разных поколений, работающих в различных жанрах, стилях и областях литературы, представить разные направления, опирающиеся на культурные традиции, порой отрицающие друг друга в отечественной и зарубежной литературе.

Одним из главных героев творчества Юрия Дружникова на протяжении полувека оставался Александр Сергеевич Пушкин. Виктор Москвин, директор Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына, в обращении к участникам фестиваля «Русские мифы» так прокомментировал знакомство и совместную работу с писателем: «С Юрием Ильичом мы познакомились в 2006 году, когда в издательстве «Русский путь» готовилась к печати его наиболее известная книга «Доносчик 001, или Вознесение Павлика Морозова», выдержавшая много изданий на разных языках в разных странах. Расследование обросших мифами событий велось исключенным из Союза советских писателей и находившимся в «черных списках» Дружниковым в конце 1970-х, и было не только окружено множественными препонами, но и связано с большим риском. Спустя четверть века Юрий Ильич благодарно откликнулся на предлагаемые издательством корректировки. Совместная работа над текстом переросла в дружеские отношения. Летом того же года я оказался в Америке. Встреча была самой теплой. Только что вышедшей из типографии книгой, которую я привез, автор остался доволен. Незадолго до смерти, предчувствуя скорый уход, Юрий Ильич завещал Дому русского зарубежья свой архив. Следующие издания книг Дружникова, подготовленные «Русским путем», были посмертными. Это незаслуженно малоизвестный в России роман «Ангелы на кончике иглы», писавшийся «в стол» в 1969–1976 годах и распространявшийся в самиздате, а впервые изданный после эмиграции автора — в Нью-Йорке, в 1989-м. Публикация на родине — спустя 25 лет после создания — совпала с крахом Советского Союза и в хлынувшей лавине запрещенной литературы прошла незаслуженно незамеченной. Западная же — стала сенсацией и очередным подтверждением истины насчет пророка и отечества. Роман переведен на английский, французский, итальянский, польский, румынский, китайский языки. Варшавский университет включил «Ангелов на кончике иглы» в список «Десять лучших русских романов ХХ века», ЮНЕСКО — в «Список лучших произведений современной мировой литературы в переводе». По роману прошло пять международных научных конференций, автору посвящены монографии и сборники статей. Третья книга Дружникова, выпущенная дочерним предприятием «Русского пути», издательством «Книжница» — роман-исследование в трех хрониках «Узник России», основанный на доскональном изучении творчества А.С. Пушкина, его переписки, воспоминаний современников и мировой пушкинистики — итог 20-летней работы писателя. Исторические хроники, образующие трилогию, раскрывают образ великого русского поэта в неожиданном ракурсе. Биография Пушкина, очищенная от «хрестоматийного глянца», рассматривается сквозь призму его стремления и предпринятых многочисленных легальных и тайных попыток выехать за рубеж».

В доме Юрия Ильича в Дейвисе можно было увидеть редкие работы Анатолия Зверева. К оформлению своих книг Дружников привлекал талантливых художников – Спартака Калачева, Леонида Лифшица. В июне 2013 года в фестивале «Русские мифы» участвовали художники и искусствоведы, писатели и литературоведы, желающие преодолеть цеховые преграды и почувствовать современную культуру как сложный, живой, динамичный процесс.

Широта, демократичность и оригинальность личности человека, в память о котором задумывался фестиваль «Русские мифы», — гарантия его успеха и востребованности на пестрой карте современной международной литературной жизни. Каждый очередной фестиваль — новые достойные страницы, вписанные общими усилиями в историю культуры и международных творческих связей первой четверти ХХI века.

На этот раз в фестивале приняли участие около 50 писателей, художников, ученых, преподавателей из России, Черногории, Польши, Швейцарии, США, Беларуси, Германии, Эстонии, в том числе три доктора наук, пять профессоров, девять кандидатов наук.

Союз писателей Москвы представляли автор этих строк, а также поэты Олег Мраморнов, Григорий Певцов, Владимир Ромм, Ирина Суглобова, Эльмара Фаустова, Ольга Харламова, прозаики Наталия Алеева и Валентина Юрченко, Союз литераторов России – поэт и коллекционер Арсен Мелитонян, поэтесса Инна Ряховская, сказочница Юлия Стороженко, драматург Екатерина Рубина.

Делегация поэтов, возглавляемая Григорием Певцовым, выступила со стихами в Подгорице у памятника А.С.Пушкину в день рождения поэта, посетила памятник В.С.Высоцкому. Русские писатели-эмигранты первой волны превратили пушкинский день рождения в Праздник русской культуры. Участники фестиваля стремятся продолжить и укрепить эту благородную традицию.

В рамках фестиваля были проведены «круглые столы»: «Мой Пушкин», «Литературная пресса в России», международная встреча с черногорскими писателями в Литературном клубе, расположенном в Доме нобелевского лауреата, писателя Иво Андрича (город Герцег-Нови), вечер «Памяти ушедших друзей». В фойе работала выставка книг и журналов, изданных в разных странах и городах участниками международной встречи. В рамках фестиваля были показаны два документальных фильма – «Юрий Дружников представляет свое эссе об Александре Куприне из книги «Русские мифы» и «Серебряный век Ренэ Герра» (режиссер – Юрий Ушаков).

Жюри, возглавляемое Львом Аннинским, отметило специальными дипломами творчество Олега Мраморнова, Владимира Ромма, Ирины Суглобовой, Эльмары Фаустовой, прозу Елены Модель (Штутгарт, Германия) и Натальи Батраковой (Минск, Беларусь), поэзию Андрея Галамаги и Инны Ряховской, Вероники Алеевой-Матяж, переводы Малгожаты Мархлевской (Гдыня, Польша), пьесы Екатерины Рубиной.

Елена Модель живет в Штутгарте почти тридцать лет. За это время у нее в Москве вышли две книги прозы. Пластичные, ироничные и концептуальные рассказы и повести ярко демонстрируют контрастность, а порой и несовместимость европейского и советского менталитетов, характеров людей старшего и даже среднего поколения, сформированных за годы непростой жизни в России и Германии за последние десятилетия. «Лужа и господин», «Благодетельница», «Чужое лицо», «Букинист» — в этих новеллах Елены Модель точно найдены болевые точки нашей реальности, отзывающиеся в душах читателей острым сопереживанием.

Заинтересовала многих участников фестиваля и проза живущей в Минске и пишущей по-русски Натальи Батраковой, автора трех дилогий – «Территория души», «Площадь Согласия» и «Миг бесконечности», вышедших общим тиражом более 70 тысяч экземпляров. В центре каждого из этих пространных романов – судьба и переживания современной интеллигентной женщины, мечтающей состояться профессионально и не потерять любимого человека.

Заслуженные художники России Анна и Владимир Павловы, расписавшие более 60 храмов в разных городах и селах России, представили выставку своих работ разных лет. Молодые живописцы Екатерина Рубина и Владислав Александрович организовали вернисаж пейзажей, выполненных за время фестиваля в Дженовичах. Все участники фестиваля получили памятные сертификаты, книги Юрия Дружникова и спецномер альманаха «Литературные знакомства» с автографами авторов. В этом году в Дженовичах впервые рядом с фестивалем «Русские мифы» проходил фестиваль-спутник детского и педагогического творчества «Адриатика. Культурный мост-2013» (автор концепции – член Союза композиторов России Вера Астрова, более пятнадцати лет прожившая в Германии).

Вдова писателя, Валерия Дружникова, автор книги воспоминаний «Каждому мастеру – по Маргарите, или Участь писательской жены», в своем выступлении подвела итоги фестиваля: «Фестиваль, нами организованный, имеет, на мой взгляд, реальную ценность для развития отечественной литературы. Многие из постоянных участников наших международных встреч уже внесли заметный вклад в отечественную культуру, сделали немало для изучения современного состояния литературы и искусства. В качестве человека, дважды родившегося — сначала в Советском Союзе, а потом в Америке, я вижу, сколько новых возможностей открывается для исследователя культуры сегодня, в ХХI веке. Необходимо привести разрозненные исследовательские подходы в единую систему, а это поможет многое в мировой литературе открыть и кое-что – объяснить заново. Возникают новые параллели, переосмысливаются заново когда-то запретные и искаженные идеологией темы, «материковая» литература увязывается с «островной», случайное делается закономерным, отсекается море графоманства, разливающееся с приходом Интернета. Парадокс истории: вот уже больше двадцати лет, как все советские граждане и жители так называемых стран-сателлитов, как и жители бывшей Югославии, оказались эмигрантами: те, кто бежал из-под пресса мертвой идеологии, и даже те, кто по-прежнему живет на старом месте. Ведь после коллапса коммунизма все очутились в совершенно новых условиях, можно сказать, в других странах, как оказываются эмигранты. И, распаковав старые чемоданы, всем пришлось начинать жить сначала.   Другой важный вопрос, — умирание культуры. Свобода культуры во всем мире грозит обернуться свободой от культуры. Верю, что это временно. Так уже в истории бывало. Вяземский скупал весь тираж стихов Пушкина, чтобы подарить приятельницам, а Пушкин жаловался, что читателей все меньше, и скоро мы, поэты, будем читать стихи друг другу. Но потом был такой подъем литературы Золотого и Серебряного веков, что мы по сей день пытаемся его осмыслить. Что же нам сейчас делать? Перефразируя выражение древних, мы с вами — «люди текстов». Мы как минимум понимаем, чем хороший текст отличается от плохого. Сочиняя и исследуя авторов, их книги, мы формируем не только литературную теорию и практику, но и хороший вкус. Человечество развивается по неведомым кривым, но время от времени возвращается к подлинным духовным источникам. Уверена, такой возврат неизбежен, и мы не должны потеряться, опустить руки. Давайте держаться за вечные ценности, поддерживать связи, обмениваться опытом. Мы — «люди текстов», частицы культуры человечества. Отучить человека читать настоящую литературу не удастся. В уверенности, что мы думаем, пишем и спорим не зря, — наша точка опоры, наше сегодня, наше завтра».

 


Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская
24 октября 2012

Дорогие друзья!

Приносим свои извинения в связи с задержкой публикаций на сайте в связи с техническим сбоем.

Мы делаем всё возможное!

15 марта 2010

15 марта пришла весть горькая и страшная — не стало Татьяны Владимировны Загорской, изумительного художника-дизайнера, отличавшегося безукоризненным вкусом, любовью к своему делу, высоким профессионализмом.

На протяжении долгих лет Татьяна Владимировна делала журнал «Страстной бульвар, 10» и делала его с таким пониманием, с таким тонким знанием специфики этого издания, с такой щедрой изобретательностью, что номер от номера становился все более строгим, изящным, привлекательным.

В сентябре 2009 года Татьяна Владимировна перенесла тяжелую операцию и вынуждена была отказаться от работы над «Страстным бульваром», но у нее оставалось еще ее любимое детище — журнал «Иные берега», который она придумала от первой до последней страницы и наполнила его своей высокой культурой, своим щедрым и светлым даром. Каждый читатель журнала отмечал его неповторимое художественное содержание, его стиль и изысканность.

Без Татьяны Владимировны очень трудно представить себе нашу работу, она навсегда останется не только в наших сердцах, но и на страницах журнала, который Татьяна Загорская делала до последнего дня с любовью и надеждой на то, что впереди у нас общее и большое будущее...

Вечная ей память и наша любовь!

25 декабря 2009

Дорогие друзья!
С наступающим Новым Годом и Рождеством!
Позвольте пожелать вам, мои дорогие коллеги, здоровья и благополучия! Радости, которое всегда приносит вдохновенное творчество!
Мы сильны, потому что мы вместе, потому что наше театральное товарищество основано на вере друг в друга. Давайте никогда не терять этой веры, веры в себя и в свое будущее.
Для всех нас наступающий 2010 год — это год особенный, это год А. П. Чехова. И, как говорила чеховская героиня, мы будем жить, будем много трудиться, и мы будем счастливы в своем служении Театру, нашему прекрасному Союзу.
Будьте счастливы, мои родные, с Новым Годом!
Искренне Ваш, Александр Калягин

***
Праздничный бонус:
Новый год в картинке
Главные проекты-2010 в картинке
Сборник Юбилеи-2010 в формате PDF

27 октября 2008

Дорогие друзья, теперь на нашем сайте опубликованы все номера журнала!
К сожалению, архивные выпуски доступны только в формате PDF. Но мы
надеемся, что этот факт не умалит в ваших глазах ценности самих
текстов. Ссылку на PDF-файл вы найдете в Слове редактора, предваряющем
каждый номер. Приятного и полезного вам чтения!