"...Одиночества верховный час..."

"...Одиночества верховный час..."

Это был, действительно, нездешний вечер – в том самом смысле, который подарило этому словосочетанию время, начало второго десятилетия ХХI века. Время действия – осень 2013 года. Место действия – российская столица Москва, самый ее центр, сад «Эрмитаж», театр «Сфера».

И публика была какой-то нездешней – та публика, которую воспитала, вырастила, «приковала» Екатерина Ильинична Еланская. Приковала – к чему? К театру? К поэзии? К необычным названиям, воплощенным на этой необычной сцене, слитой со зрительным залом в нерасторжимом пространстве, а значит – в нерасторжимом единстве?

Нет, значительно шире – она, человек высочайшей культуры, научила своих зрителей впитывать ее, ощутить как часть собственной биографии, собственной судьбы, и уже не мыслить существования без нее: без великих имен и великих произведений не только страны, но – мира.

Одним из первых спектаклей Екатерины Еланской, сыгранных еще не на этой сцене, а в Концертном зале им.П.И.Чайковского, был «Нездешний вечер», тонкая, чувственная поэтическая композиция, пронизанная очерком Марины Цветаевой памяти Михаила Кузмина. Название было заимствованно одновременно из поэтического сборника Кузмина и очерка Цветаевой, и эта двойственность, как почему-то кажется, особенно вдохновляла режиссера на создание подобного «сложносочиненного» произведения, в пространстве которого существовали, жили, писали стихи, любили Блок и Ахматова, Цветаева и Гумилев, Северянин и Адамович. И это пространство становилось единственно возможным для их наследников – Бродского и Ахмадулиной, Евтушенко и Самойлова, Рыжего и Арабова. И потому перед началом спектакля, еще в фойе, а потом в зрительном зале мы слышим голоса Владимира Высоцкого, Елены Камбуровой, Булата Окуджавы…

Все они уравнены сегодня перед Вечностью, потому что оказались в стане нездешних – и те, кого давно уже нет, и те, кто еще существует рядом, вместе с нами в качестве изысканного «десерта» (слово Марины Цветаевой) или – точнее – в качестве спасения от окончательного духовного обнищания и падения.

То, что Александр Коршунов бережно и любовно восстановил один из первых спектаклей своей матери, Екатерины Еланской, воспринимается не как дань памяти ушедшей не так давно талантливейшей создательницы уникального театра – как призыв к нам, заполнившим зрительный зал. «Спасешь себя – вокруг спасутся тысячи…», – не литературный пассаж Достоевского, а истина, звучащая сегодня особенно остро и болезненно. Мы вряд ли сможем перевернуть лишенный фундамента культуры мир – мы можем лишь хранить в себе и передавать нашим детям, внукам, ученикам это бесценное сокровище, русскую культуру. В данном случае – культуру Серебряного века, еще далеко не исчерпывающе нами изученную и усвоенную…

Мы попали сегодня в трагическое время, очень схожее с тем, о котором писала Марина Цветаева: «Из мира, где мои стихи кому-то нужны были, как хлеб, я попала в мир, где стихи – никому не нужны, ни мои стихи, ни вообще стихи, нужны – как десерт: если десерт кому-нибудь – нужен». Но она писала об эмиграции, а мы оказались в таком положении здесь, у себя дома. Те поколения, которые в буквальном смысле слова жили и дышали поэзией, переписывая недоступные стихи от руки, заучивая наизусть, обмениваясь цитатами, сегодня уходят – в быт или за край жизни.

Александр Коршунов очень отчетливо понимает это и видит свое назначение замечательного режиссера и очень глубокого артиста именно в служении тем высоким идеалам, нравственным и духовным ценностям, которые оказались сегодня забытыми или затертыми в потоках словоблудия. И потому играть этот спектакль собираются сегодня те, кто стоял у истоков его рождения почти три десятилетия назад – Георгий Тараторкин и Евгения Симонова, Валерий Баринов и Василий Бочкарев, Евгений Киндинов и Лариса Гребенщикова. А с ними – артисты труппы театра «Сфера», воспитанные Екатериной Еланской в абсолютно «нездешнем» духе: Ирина Мреженова, Ирина Сидорова, Елена Елова, Нелли Шмелева, Евгения Казарина, Ольга Аксенова, Павел Гребенников, Денис Береснев, Дмитрий Бероев…

…На краях небольшой площадки горят свечи, на стенах сменяют одна другую проекции – лица Ахматовой, Есенина, Кузмина, Цветаевой, Пастернака, Блока; две своеобразных ведущих в одинаковых черной и белой блузках – Цветаева 1916 года (Н.Шмелева), когда произошла встреча ее с Кузминым, и Цветаева 1936 года (И.Мреженова), когда она писала очерк его памяти… Поразительно точно выбраны фрагменты – не просто с большим литературным вкусом, который всегда отличал Екатерину Еланскую, но с огромной эмоциональной заразительностью, когда мы ощущаем себя участниками, а не только свидетелями этих встреч, этих чтений, этого бытия накануне великих событий, перевернувших мир (1916 год!), этого пира в преддверии чумы, уничтожившей все.

Кроме – культуры, кроме поэзии и музыки, театра и новорожденного кинематографа, лекций выдающихся ученых и «ариеток» Александра Вертинского. Кроме быта, оказавшегося в то время совсем не таким важным…

Как же звучат у них стихи, у этих прославленных и еще молодых артистов! Как будто строфы рождаются на наших глазах, как будто мы видим все то, о чем говорится в этих строчках, написанных нездешним русским языком! Какая невероятная мощь, какой пылающий темперамент Георгия Тараторкина, становящегося вдруг поразительно похожим на Александра Блока, Валерия Баринова, Евгения Киндинова перехватывают дыхание, когда слушаешь знакомые наизусть стихи!

И какое чувство боли сжимает душу, когда последними в череде проекций оказываются рядом лица Марины Цветаевой и Екатерины Еланской. Потому что они, оказывается, невероятно схожи – той духовной наполненностью, которая зажигает взгляд; той силой и мужественностью в отстаивании своих убеждений, что отличала в разные эпохи двух этих женщин, живших нездешней жизнью…

«И – все заплатили…», – завершала Марина Цветаева свой очерк. Заплатили и они. А мы – заплатим?..


Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская