Бархатный сезон

Бархатный сезон

Что греха таить, собираясь на театральный фестиваль в Одессу в конце августа, участники и гости рассчитывали не только на высокохудожественные впечатления, но и на возможность погреться под южным солнцем и поплавать в теплом Черном море. Знаменитый бархатный сезон. Однако, этого им не пришлось (как изящно выразился чекист Юровский в известной трагической ситуации). Было холодно, море неприветливо штормило. Зато в первый же вечер спектакль Тбилисского Государственного Академического русского драматического театра имени А.С.Грибоедова «Женитьба», открывающий «Встречи в Одессе», согрел и компенсировал климатическое разочарование. Всем известно, что пьесу написал Н.В.Гоголь, однако, постановщику Автандилу Варсимашвили не очень интересно точно канонически следовать за автором (это касается и других его спектаклей). Волшебное нам предстало зрелище. Огромные шахматные фигуры, загадочный кувшин, золотая маска, полная луна, зеркальный задник – чего только не было на сцене, кроме унылого быта. А также, кроме Гоголя, явственно ощущалось присутствие других классиков. Что ж с того, что Кочкарев совершеннейшим Мефистофелем являлся из Зазеркалья, чтобы завладеть душой Подколесина-Фауста? Разве был бы против Николай Васильевич такого соседства? Агафья Тихоновна оказалась прелестной тоненькой барышней в очках – Тургенев или даже Бунин описал ее? Впрочем, к финалу она больше напоминала Липочку, принимая предложение бессловесного и не из пьесы явившегося купца Старикова. Хотя, почему ж не из пьесы? Речь о нем велась неоднократно. Он ли Подхалюзин из «Банкрота» Островского или многозначительно укрупненный второстепенный персонаж Степан? Щедрый постановщик завершил действие счастливым концом. Конечно же, Подколесин выпрыгнул в окно, но явился и преклонил колени купец с букетом, и нежная невеста не осталась без жениха. Спектакль получился и веселый, и странный, и не без гоголевской чертовщины.

Автор идеи и режиссер-постановщик из Новосибирского Академического драматического театра «Красный факел» Тимофей Кулябин назвал свой спектакль лукаво «Без слов». Спектакль был пластический, и артисты, действительно, не произнесли ни слова. Слова, сопровождающие или даже направляющие дивной красоты действие, звучали в песнях. Автор, как когда-то Волшебник Олега Янковского из «Обыкновенного чуда», просто захотел поговорить о любви. С болью, юмором, гневом, тоской и вечным изумлением перед так до сих пор и не разгаданным главном чувстве человеческим. В белый, желтый, красный и черный цвета были окрашены великолепно задуманные, поставленные и исполненные пластические этюды. Костюмы, реквизит и настроение этих цветов. Цвет – это настроение, безусловно. Конечно, их вела фантастически подобранная музыка, то уходившая на задний план, то вдруг вызывавшая контрастами смех, восторг или острую печаль. Огромное уважение испытываешь , глядя на такое великолепное владение телом у драматических артистов. При том, что они ни на минуту не переставали быть именно драматическими артистами. Мы видели глаза, мимику, непередаваемое существование на сцене, присущее тем, кто все-таки работает со словом.

Хозяева фестиваля, не мудрствуя лукаво, представили спектакль «Одесса у океана» по пьесе В.Шендеровича в постановке Михаила Чумаченко. Что тут скажешь? Любой спектакль с участием Олега Школьника обречен на успех. Его несомненный врожденный талант, прекрасное образование, невероятная органичность, сокрушительное обаяние и непередаваемое одесское чувство юмора делают любой спектакль настоящим подарком зрителю. Так случилось и с этой не очень замысловатой историей одесского эмигранта в Нью-Йорке. История на двоих, и, надо отметить, что молодая актриса Гуллер Полякова очень тонко и точно провела свою партию с Мастером.

Московский театр «Et cetera» под руководством Александра Калягина – традиционный участник «Встреч в Одессе», привез свой уже очень известный «Морфий» - саундраму по рассказу Михаила Булгакова в постановке Владимира Панкова. Спектакль мощный, яркий, местами мучительный, никого не оставляющий равнодушным. И еще один музыкальный спектакль «Надежда, вера и любовь…музыка победы», поставленный Екатериной Гранитовой. Песни военных лет, соединенные короткими сюжетами на тему войны, разумеется, не могли не трогать.

Особое место в афише занял спектакль по песням Владимира Высоцкого «Пошли мне, Господь, второго…» и потому что игрался в камерном помещении на сцене Болгарского культурного центра, но – главное – это был театр слабослышащих актеров из Москвы «СинематографЪ». Это, действительно, было «на разрыв аорты». Две девушки и два юноши. «Пропели» руками всем известные песни. Поверьте, для многих (они мне говорили) эти песни обрели дополнительное звучание. Оказалось, что, кроме бытового языка жестов, у неслышащих актеров существует язык жестов художественный. Передать невозможно – надо видеть, как завораживающе красиво и выразительно выглядит на этом языке, например, песня «Порвали парус». Режиссер-постановщик Илья Казанков и актеры Анастасия Несчастнова, Ольга Мельникова, Максим Тиунов и Алексей Знаменский подарили зрителям настоящий катарсис, так всегда ожидаемый и так редко случающийся в театре.

Спектакль с эпатирующим названием «Жирная свинья» Национального Академического театра русской драмы имени Л.Украинки катарсиса не подарил, но был интересен, динамичен, современен и, полагаю, о многом заставил задуматься. Во всяком случае, к этому явно и небезуспешно стремился постановщик Михаил Резникович. Четверо молодых американцев: трое – успешные офисные работники и – очень толстая девушка-библиотекарь. У Тома когда-то что-то было с коллегой по офису, но потом он поддался чарам обаятельной и совсем незакомплексованной толстушки. Возникли отношения, скрываемые Томом от коллег. Пьеса, честно говоря, с трудом тянет на высокие обобщения – она достаточно проста и схематична. Но Резниковичу удалось через несложные тексты добиться звучания проблемы одиночества и зависимости существования «офисного планктона». Каждый второй молодой человек любого пола мечтает сегодня о работе в офисе. Неважно, чем именно занимается компания, дающая работу. Престижно, солидно, хорошо оплачивается. Вряд ли им известно «на берегу», что взамен потребуется немало. Отказ от старых привычек, насильственное приобретение новых, полное (не только внешне) соответствие принятым здесь нормам. Уже вошло в быт выражение «корпоративная этика». Этика – это хорошо, но – корпоративная? Страшновато как-то.

«Сон в летнюю ночь» В.Шекспира Санкт-Петербургского Академического драматического театра имени В.Ф.Комиссаржевской в постановке Александра Морфова стал гимном в честь актерской братии всех времен и народов. Разумеется, на сцене присутствовали и Тезей, царь Афинский, и Ипполита, царица амазонок, и Титания, царица фей и эльфов, и четверо все путающих влюбленных – все они были, как задумано классиком. Но бал правила наскоро сколоченная труппа непрофессионалов, готовящих представление. Стоило появиться Питеру Пню (бесподобный Сергей Бызгу) в сопровождении своих «артистов», как начинался сказочный смехотворно-счастливый фейерверк. И зритель вместе с Обероном, царем фей и эльфов (Александр Большаков), затаив дыхание или хохоча до слез, изумлялся и радовался всем наивным, но таким искренним попыткам каждого персонажа «вжиться в образ». Они репетировали везде – на дворцовой кухне, во дворе, на поляне в лесу. Их трогательная увлеченность, их нелепые старания оказались не нужны царственным особам. Горе! Слезы! Но – ненадолго. Они ни за что не остановятся теперь – это ясно. Этот сон развеять невозможно.

Пьесу «Жанна», спектакль по которой представил Государственный русский драматический театр имени Н.А.Бестужева из Улан-Удэ, написала совсем еще юная Ярослава Пулинович. Пьеса об успешной ныне женщине, которой через многое пришлось пройти для достижения этой самой успешности. А теперь все есть, а счастья нет. Спектакль произвел странное впечатление. Странно сегодня видеть информационные длинные монологи, произносимые в луче света на зал, хотя партнер стоит рядом. Странен скудный гардероб дамы, о богатстве которой постоянно идет речь. Странно, что Ярослава написала такую нескладную бытовую историю, так непохожую на другие ее пьесы, с успехом идущие во многих театрах. Но не будем об этих странностях, после стольких приятных впечатлений. За впечатлениями, но и с тайной надеждой все-таки вкусить бархатного сезона критик переместился в Ялту, где как раз начался VI Международный фестиваль театрального искусства «Театр. Чехов. Ялта». Программа была обширная и именно международная. Поскольку предметом нашего журнала является искусство русское, стоит остановиться на четырех спектаклях, шедших на русском языке. Конечно, Чехов! «Вишневый сад» Киевского Академического театра юного зрителя на Липках был поставлен В.Гиричем с очаровательным озорством и смелостью. На грани фола, но без пошлости. Он был о детстве, о юности, о той прекрасной поре, когда в этом саду еще жило счастье. Чехов писал комедию, и Гирич поставил комедию. И спектакль получил Гран-при. Пьеса Анатолия Крыма «Звонок из прошлого» уж такая «игральная», что очень подошла бы антрепризе. Однако, за нее взялся серьезный режиссер Э.Митницкий (Киевский Академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра). Любовный треугольник – ситуация обычная и безошибочная. Но Крым не был бы Крым, если бы не привнес в простую ситуацию элемента трагизма из «другой оперы», что привело к массе неожиданных коллизий и оправдало «игральность». Московский театр «Человек» привез свой славный, давно играемый спектакль «Стриптиз» по пьесе С.Мрожека в постановке Л.Рошкован. На таких артистов как Валерий Гаркалин и Александр Андриенко можно смотреть часами, как на пожар. Этим все сказано. Театр «Zero» из Израиля – частый гость на фестивалях. И спектакль «Женщина в песках» по роману Кобо Абэ в постановке Олега Родовильского видеть доводилось не однажды. И все равно каждый раз подкупает он и «нездешностью», и мудростью, и прекрасным исполнением.

Надо заметить, что жаркого солнца и теплого моря и в Ялте не случилось. Но, честное, слово, ради таких качественных впечатлений я готова простить погоду и вступаю в московский долгий темный осенне-зимний период с ощущением, что этот фестивальный сезон все-таки был бархатным.

 


Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская
24 октября 2012

Дорогие друзья!

Приносим свои извинения в связи с задержкой публикаций на сайте в связи с техническим сбоем.

Мы делаем всё возможное!

15 марта 2010

15 марта пришла весть горькая и страшная — не стало Татьяны Владимировны Загорской, изумительного художника-дизайнера, отличавшегося безукоризненным вкусом, любовью к своему делу, высоким профессионализмом.

На протяжении долгих лет Татьяна Владимировна делала журнал «Страстной бульвар, 10» и делала его с таким пониманием, с таким тонким знанием специфики этого издания, с такой щедрой изобретательностью, что номер от номера становился все более строгим, изящным, привлекательным.

В сентябре 2009 года Татьяна Владимировна перенесла тяжелую операцию и вынуждена была отказаться от работы над «Страстным бульваром», но у нее оставалось еще ее любимое детище — журнал «Иные берега», который она придумала от первой до последней страницы и наполнила его своей высокой культурой, своим щедрым и светлым даром. Каждый читатель журнала отмечал его неповторимое художественное содержание, его стиль и изысканность.

Без Татьяны Владимировны очень трудно представить себе нашу работу, она навсегда останется не только в наших сердцах, но и на страницах журнала, который Татьяна Загорская делала до последнего дня с любовью и надеждой на то, что впереди у нас общее и большое будущее...

Вечная ей память и наша любовь!

25 декабря 2009

Дорогие друзья!
С наступающим Новым Годом и Рождеством!
Позвольте пожелать вам, мои дорогие коллеги, здоровья и благополучия! Радости, которое всегда приносит вдохновенное творчество!
Мы сильны, потому что мы вместе, потому что наше театральное товарищество основано на вере друг в друга. Давайте никогда не терять этой веры, веры в себя и в свое будущее.
Для всех нас наступающий 2010 год — это год особенный, это год А. П. Чехова. И, как говорила чеховская героиня, мы будем жить, будем много трудиться, и мы будем счастливы в своем служении Театру, нашему прекрасному Союзу.
Будьте счастливы, мои родные, с Новым Годом!
Искренне Ваш, Александр Калягин

***
Праздничный бонус:
Новый год в картинке
Главные проекты-2010 в картинке
Сборник Юбилеи-2010 в формате PDF

27 октября 2008

Дорогие друзья, теперь на нашем сайте опубликованы все номера журнала!
К сожалению, архивные выпуски доступны только в формате PDF. Но мы
надеемся, что этот факт не умалит в ваших глазах ценности самих
текстов. Ссылку на PDF-файл вы найдете в Слове редактора, предваряющем
каждый номер. Приятного и полезного вам чтения!