Театральная осень в Будапеште

Театральная осень в Будапеште
Осень в Будапеште выдалась замечательно красивой и удивительно теплой. Казалось — это устроители фестиваля позаботились о том, чтобы участникам из Эстонии, Латвии, Белоруссии, России, Германии, Австрии, Болгарии, Финляндии, приехавшим в столицу Венгрии на Международный фестиваль русских театров зарубежья «Лукоморье», было комфортно.
Фестиваль посвящался 150-летию со дня рождения К.С.Станиславского, и в качестве гостя пригласили Театр-студию «САД» из города Похвистнево Самарской области, явного приверженца психологического театра, со спектаклем «Светлые души» по рассказам В.М.Шукшина в постановке Алексея Якиманского. Показом «САДА» заканчивался фестиваль, и это был красивый финальный аккорд, отозвавшийся в сердцах зрителей «привкусом» светлой
ностальгии. Актеров долго не отпускали, шукшинские герои в проникновенном исполнении «садовцев» словно перекинули мосток в зрительный зал, не оставив в нем равнодушных. Кто-то, выходя из зала, светло улыбался, кто-то вытирал набежавшие слезы…
Но вернемся к началу этого форума. Фестиваль проходил на сцене Русского Центра Культуры, он находится в самом центре Будапешта и расположен в уютном особняке, построенном несколько десятков лет назад. На сцене центра играет свои спектакли Русский театр, которым более 15 лет руководит Зинаида Соколова-Зихерман.
Программа фестиваля строилась таким образом, чтобы приехавшие театры успевали показать свои спектакли, позаниматься в мастер-классах и хоть немного увидеть город, который покоряет всех с первого взгляда.
Для проведения занятий были приглашены: Сергей Соболев, актер Театра на Литейном, руководитель Международной театральной лаборатории «ТеАТР05» из Санкт-Петербурга и Григорий Кофман из Берлина. Григорий в этот раз выступил в двух ипостасях – в первый день он показал моноверсию «кОлесО» в качестве исполнителя.
К вечеру первого дня фестиваля практически все участники были на месте, даже группа Театра «Другое небо» из эстонского города Силламяэ, которая приехала в Венгрию на микроавтобусе, преодолев довольное большое расстояние. Двери Российского Центра Культуры радушно распахнулись для участников и зрителей, фестиваль был открыт. Благо, места здесь хватало для спектаклей, мастер-классов, круглого стола и для того, чтобы организовать питание участников. Актеры с удовольствиеми азартом занимались в мастер-классах, а режиссеры наблюдали и записывали – было очевидно, что многое им пригодится в дальнейшей работе.
Зал РЦК, где шли спектакли, небольшой, но вместительный. Приятно было, что даже в рабочий день (а это был четверг) зрителей было достаточномного, а среди них не только русские, но и венгры.
Зинаида Соколова-Зихерман, главная «зачинщица» фестиваля, представила коллективы и гостей: Президента Центрально-Европейского комитета Международной Ассоциации любительских театров (АИТА) Йозефа Холлоша, генерального секретаря Российского центра АИТА, заведующую кабинетом любительских театров Союза театральных деятелей РФ, автора этих строк, и других. Был показан короткий видеоролик о предыдущей встрече русских театров в Будапеште, а затем директор Русского Центра Культуры Валерий Викторович Платонов приветствовал всех собравшихся и объявил фестиваль открытым.
В первый день фестиваля свою работу, спектакль по пьесе Александра Вампилова «Случай с метранпажем», показал студенческий театр «Камертон» из Риги (режиссер Людмила Станчик), а после короткого перерыва Григорий Кофман играл спектакль «кОлесО», 66 минут Мандельштам-авангарда. Григорий Кофман – российско-немецкий актер, режиссер, поэт. Руководитель театрально-музыкального проекта GOFF-Company, один из организаторов ежегодного международного театрального фестиваля «Лаборатория искусств Кордон-2» (ЛИК-2).
В основе показанного спектакля поэзия Осипа Мандельштама. Но это не набор стихотворений, а полноценная история. Моноспектакль начинается с гибели героя и — через ретроспективу – к ней же и приходит. Преображаясь из следователя НКВД в актера греческой драмы, переходя от еврейской молитвы к русскому плачу, превращая красоту русской в ужас петербургской ночи, Григорий Кофман воссоздает на сцене трагическую судьбу поэта.
Следующий фестивальный день был насыщенный – занятия в мастер-классах, после обеда встреча за круглым столом, в котором приняли участие представители из Австрии, Болгарии, Венгрии, Германии, Эстонии, Латвии, России.
 
2.
Зинаида Зихерман (Венгрия) рассказала о том, с чего начинался Русский театр в Будапеште, как было непросто на первых порах, как пытались подружиться с венгерскими организациями, понимая, что никто не поможет, если сами актеры и режиссер не будут заниматься творческими и организационными вопросами. Сегодня Театр открыл свой 16-й сезон. Два актера – Наталья Мазяр и Игорь Вовк, прошедшие учебу в России на Международном практическом семинаре «Система К.С.Станиславского сегодня» и Лаборатории режиссеров любительских театров, успешно пробуют свои силы в режиссуре. Театр живет активной жизнью, часто выезжает на различные фестивали, используя возможности финансовой поддержки сообщества Русских соотечественников и других организаций. З.Зихерман призвала присутствующих представителей
русских театров из различных стран к объединению усилий, направленных на большие серьезные совместные театральные проекты.
Григорий Кофман (Германия) говорил о том, что русские театры зарубежья, находящиеся в зоне русского языка, с одной стороны, объективно существуют в другой национальной ситуации, культурном пространстве и других театральных традициях. В этой связи они не всегда могут осознать степень продуктивности этих взаимоотношений. В колоссальном потенциале проникновения в другие традиции есть свои плюсы и свои минусы. Иногда актеры, воспитанные в театральных вузах Ташкента или Санкт-Петербурга, живущие за рубежом, но иногда играющие свои спектакли в России, слышат: «Вы играете как-то не так». Да, эти театры богаче, чем другие русские театры. Такие театры становятся оригинальным культурным слоем, но важно, обогащаясь другими традициями, не изменять своим культурным традициям, традициям русского театра.
 
Зинаида Зихерман сформулировала: «Да, наши дети двуязычные, они впитывают две культуры, венгерскую, в которой они живут, и российскую, где корни их родителей. Да и мы, взрослые, тоже меняемся…
 
Йозеф Холлош (Австрия) отметил, что емуприятно присутствовать на этой встрече. «Я думаю, что мы не всегда можем показать значение любительского театра в Европе. В Австрии 30% молодежи продолжает образование в различных учебных заведениях, продолжает развиваться, повышать свой культурный уровень в любительских театрах. Например, в Австрии их около 1200, в Германии около 6 тысяч, 330 коллективов в Южном Тироле (Италия), где вообще нет профессионального театра. Значит, любительские театры играют важную роль в культурной жизни многих стран. 6-7% населения посещают спектакли любителей. Мы слишком скромны и не используем возможность совместного показа нашей силы. Наши государства будут заинтересованы нам помочь, если будут понимать, какой огромный потенциал и сила таятся в творчестве любителей».
 
Зинаида Зихерман рассказала, что в Венгрии проводятся Фестивали национальных меньшинств, в них участвуют и театры. Выпускается газета. На все это выделяются субсидии. К сожалению, фестивалям русских театров таких субсидий не выделяется.
 
Янош Регос (Венгрия) говорил о том, чтоВенгерский центр АИТА, который он представляет, не финансируется государством. «Мы сами вынуждены находить дорогу к зрителю и средства на постановки. В нашей ассоциации состоят театры разных возрастных групп. Студенческие и молодежные театры — самый перспективный блок в Ассоциации. 4-5 трупп можно зачислить в элиту, они по художественному уровню приближаются к профессиональным театрам. Ассоциация не занимается вопросами национальной принадлежности любительских групп, наверное, поэтому Русский театр в Будапеште для нас стал открытием. Я рад был познакомиться с этим театром и увидеть его спектакль. Ежегодно в Венгрии проводится несколько фестивалей любительских театров. Наиболее значимые: Фестиваль венгерской драматургии и Фестиваль призеров фестивалей. Несколько лет назад мы создали Ассоциацию любительских театров».
 
Я поделилась с коллегами тем, чтоСоюз театральных деятелей РФ уделяет внимание русским театрам зарубежья. Организован Центр поддержки русского театра за рубежом. Проводится фестиваль «Соотечественники» русских профессиональных театров ближнего и дальнего зарубежья в Саранске, куда иногда приглашаются один-два любительских театра. Некоторое время назад Российский центр АИТА при финансовой поддержке СТД РФ провел в Санкт-Петербурге фестиваль «Театр без границ», в котором кроме российских коллективов приняли участие русские театры из Эстонии, Латвии, Украины. СТД РФ поддерживает организационно-творчески и финансово фестивали русских театров в различных странах, направляет специалистов для проведения мастер-классов и участия в обсуждении спектаклей, приглашает режиссеров русских театров на Всероссийские лаборатории режиссеров, Международный практический семинар «Система К.С Станиславского сегодня».
Несколько лет назад СТД РФ учредил Премию «Признание», которая вручается режиссерам за большие заслуги в развитии любительского театра России. С 2012 года такую премию стали получать и режиссеры русских театров зарубежья в номинации «За сохранение традиций русского любительского театра и высокую миссию приобщения к русской культуре зрителей зарубежья».
Далее с короткими сообщениями выступили режиссеры русских театров из Финляндии, Австрии и актер из Болгарии. Встреча прошла вделовой атмосфере, была познавательной и полезной для всех.
В предпоследний день для всех участников форума была организована поездка в старинный Эггер. Это один из красивейших городов Венгрии с пешеходными улицами, аккуратными домиками, старинной крепостью и Базиликой. Здесь нас встречала руководитель русского клуба в Эггере Наталья Афанасьева, она же провела экскурсию по городу, после которой все отправились в местную гимназию. Здесь состоялся заключительный аккорд фестиваля – Театр «Другое небо» из эстонского города Силламяэ показывал спектакль «ДеньWar енья» по пьесе Арабаля «Пикник» (режиссер Владимир Вайкерт). Посмотреть спектакль пришли местные жители.
У Эггера богатые культурные традиции. Здесь проводятся музыкальные фестивали и различные праздники. Участники нашего фестиваля приехали сюда в разгар Праздника сбора винограда, который проходил в «Долине прекрасной женщины». Это место находится в нескольких километрах от Эггера. На самом деле, это целый городок. Он специально оборудован для больших семейных праздников. Здесь предусмотрено все — площадки для парковки, специально оборудованные места для развлечения детей, сувенирные палатки, кафе, концертные площадки и, конечно, более десятка симпатично оборудованных подвальчиков для дегустации вин, семейных трапез. Прекрасное место для отдыха! В одном из подвальчиков состоялся заключительный ужин для участников фестиваля.
Получилась замечательная встреча единомышленников, которые нуждаются в серьезном разговоре, обмене опытом, в стремлении выезжать на фестивали, получать объективную оценку своих театральных работ. Все в Будапеште было предусмотрено: показы спектаклей и их обсуждения, мастер-классы, возможность общения, обмена координатами. Все уезжали, наполненные новыми идеями, желанием работать дальше. А это — самое главное достижение Форума.
Конечно капитан и главный «мотор» этой встречи – Зинаида Зихерман, но без поддержки и помощи актеров театра Татьяны Какони, Натальи Мазяр, Игоря Вовка, Золтана и Шандора Зихерманов (сын и муж Зинаиды), Даниэля Чученге (молодого актера театра), его мамы Галины и других успех этой встречи был бы нереален.

Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская