Тамара Туманова. Черная жемчужина русского балета

Тамара Туманова. Черная жемчужина русского балета
Были такие дивы, которые были слишком великими, как скажем, Тамара Туманова. Для русского человека сейчас это ни о чем не говорит, они не знают, кто такие Тамара Туманова или Тамара Григорьева...
(Ольга Маховская. «Соблазн эмиграции, или Женщинам, отлетающим в Париж: психологические эссе». Москва, 2003)
 
Имя балерины и актрисы Тамары Тумановой знакомо многим балетоманам и балетоведам России, откуда она была родом, Франции, где она начала свою карьеру и, конечно, США, где она провела большую часть жизни и стала одной из легенд американского балета. В последние годы ее личность стала объектом бурных обсуждений в социальных сетях в связи с ее происхождением, о чем в нашем очерке также пойдет речь. Но сначала – о Ней…
 
Родившаяся в дороге
 
Будущая артистка появилась на свет в весьма неординарных обстоятельствах… В 1919 году уроженка Тифлиса Евгения Туманова, опасаясь террора большевиков, бежала из России в Китай, чтобы воссоединиться с мужем – полковником царской армии Владимиром Борецким-Хазидовичем. И в пути, когда состав пересекал Сибирь, в грузовом вагоне 2 марта у нее родилась дочка Тамара. Наверняка из-за этого факта место рождения Тумановой в разных источниках указывается разное – то Тюмень, то Инстербург, то даже Тифлис, но больше всего упоминается Шанхай. Хотя в Китае уже проживали многочисленные русские переселенцы, семья не осталась там: через некоторое время на пароме они отплыли в Египет, где жили в лагерях для беженцев, а оттуда перебрались в Париж – один из центров русской эмиграции.
И здесь маленькая Тамара начала посещать уроки игры на фортепиано, но когда увидела танец легендарной Анны Павловой, твердо решила стать балериной. Воля единственного ребенка была выполнена, хотя мать, которая зарабатывала глаженьем, и отец, который, как многие русские эмигранты, водил такси, с величайшим трудом оплачивали танцевальные уроки дочери. Однако через некоторое время учительница Тамары, выдающаяся русская балерина и педагог Ольга Преображенская, увидев неординарные способности ученицы, отказалась брать плату. Годы спустя балерина Виктория Томина, которая посещала студию Преображенской, напишет в своих воспоминаниях: «…никогда не забуду того впечатления, которое произвела маленькая хрупкая девочка, делавшая шестьдесят четыре фуэте на пальцах, не сходя с места. Это была Тамара Туманова, впоследствии известная балерина». А в одном из парижских русских ресторанов танец 9-летней Тамары увидел сам Сергей Дягилев, который с восхищением воскликнул: «Отлично!».
 
Из «бейби-балерины» в «прима-балерину»
 
Через некоторое время студию Ольги Преображенской посетила Анна Павлова с просьбой предоставить ей нескольких юных балерин, чтобы вместе выступать в спектакле. 11-летняя Тамара начала выступать на сцене парижской оперы рядом с Павловой. Ее дебют на концерте Павловой во дворце парижского Трокадеро произошел 8 июня 1925 года. По предложению своего руководителя, она выбрала фамилию матери как сценическое имя – Туманова. Когда заболел отец, Тамара стала кормилицей: в течение нескольких лет танцующий вундеркинд зарабатывала, чтобы прокормить семью.
Юная балерина вызвала интерес публики: журналисты начали довольно противоречиво высказываться о ней. Критик по имени Левинсон обвинял мать Тамары, что та якобы эксплуатирует дочь, так рано выпустив ее на сцену. Но после встречи с матерью балерины и более близкого знакомства с юной танцовщицей, он с одобрением отнесся к столь раннему посвящению девочки искусству...
В 1932 году Джордж Баланчин заметил Тамару Туманову в балете «Веер Жанны» и взял ее в свою труппу «Баллэ рюс дэ Монте Карло» как «бейби-балерину». Он хотел взять ее со своей труппой на гастроли в США: девочка попросила разрешение своей преподавательницы, однако Ольга Осиповна сказала: «Ты еще не готова, и если поедешь, не являйся больше в мою студию». Тамара повиновалась требовательной учительнице, которая всячески стремилась высоко держать авторитет русской балетной школы. В дальнейшем, когда Баланчин уехал в США и основал в Нью-Йорке Школу Американского балета, уже сформировавшаяся балерина Туманова тоже присоединилась к ним, но раз в год возвращалась в Париж и занималась у Преображенской. На Бродвее она впервые выступала в спектакле «Звезды в твоих глазах» в 1938 году. В первые годы проживания Тумановой в Штатах ей всячески помогал великий режиссер театра и кино Рубен Мамулян – земляк матери балерины.
«Черная жемчужина русского балета» (так называли Туманову не только из-за ее темных глаз и волос, но и из-за неординарности и большого таланта) успешно выступала в ряде европейских и американских балетных трупп: «Баллэ рюс дэ Монте Карло», Русский балет полковника де Базиля и «Баллэ 1933» в Лондоне (1932–1934), «Орижинал баллю рюс» (1940), «Баллэ тиетер» (1944–1945), «Гран баллэ дю марки де Куэвас» (1949), «Фестивал баллэ» (1952–1956), Парижская опера (1947–1950, 1952–1959), миланский Ла Скала (1951–1952, 1956), а также выступала с собственной труппой. Перечисление ее балетных партий занимает несколько книжных страниц. В ее репертуаре были не только главные героини классического репертуара, но и постановки современных балетмейстеров, в том числе «Состязание», «Федра», «Моцартиана», «Хрустальный замок», «Поцелуй феи» Джорджа Баланчина, «Фантастическая симфония», «Детские игры», «Лабиринт» Леонида Мясина, «Незнакомка» Сержа Лифаря (кстати, последний неоднократно фотографировал Туманову, чьи изображения стали своего рода иконами балетной фотографии) и много других. Эту приму-балерину Бродвея 1940-1950-х годов также писал ряд художников современников... Есть сведения, что в парижской опере Туманова выступала также как певица, исполняя в основном русские романсы.
 
Три минуты на пальцах
 
Со своей чрезычайно выразительной внешностью, бледной кожей, большими, печальными глазами, гибкостью, виртуозностью, драматичностью и исполнительским мастерством Тамара Туманова была идеалом балерины, помимо Анны Павловой, Майи Плисецкой. По мнению критиков, она олицетворяла три важных качества балерины – человечность, таинственность и абстрактность. Не зря ее называли «трагической артисткой танца». Известно, что однажды после ее выступления в Париже к ней подошел французский писатель Жан Кокто и робко пощупал ее пачку. Армянский писатель Мегердич Хаджян из Мексики так выразился о танце Тумановой в спектакле «Ночная птица»: «Для классической танцовщицы, которая всегда старается освободиться от притяжения земли и парить, лучше этого балета и быть не может. Но то, что показала Туманова, было невообразимым совершенством. Она почти в совершенстве преодолела силу притяжения и стала просто одаренной птицей. Своей непревзойденной техникой Туманова затмевает знаменитых классических танцовщиц».
А вот как выразилась одна из конкуреток Тумановой – знаменитая балерина Александра Данилова: «Согласно одному критику, Туманова обладает неординарным чувством равновесия. Она может оставаться на пальцах одной ноги более чем три минуты. Разве это не феноменальное явление? – говорит он. – А ведь у меня нет столько времени!». С Даниловой согласен танцор Юрий Зорич, который описал это качество Тумановой не с иронией соперницы, а с юмором: «Тамара всегда была гордостью балета! У нее фантастическая техника; мы шутили: когда она делает арабеск, то можно выйти пообедать, вернуться, а она все еще будет стоять в арабеске».
 
Танцуя на экране
 
Тамара Туманова сотворила себе славу не только на сцене, но также на большом экране. В своем первом фильме-короткометражке «Испанская фиеста» Жана Негулеско (1942) она была цыганской Гадалкой, исполняя испанские народные танцы вместе с Леонидом Мясиным. Свою первую драматическую роль в кино балерина исполнила в картине «Дни славы» режиссера Джека Тернера (по произведению своего будущего мужа Кейси Робинсона). Фильм рассказывает о трагической любви русского партизана Владимира (Грегори Пэк) и танцовщицы Нины (Тамара Туманова). Шла Вторая мировая война, и в США, ставшим союзником Советского Союза, сняли несколько фильмов, полных симпатии к русскому народу. После этого фильма Туманова исполнила роль Анны Павловой в мюзикле режиссера Митчела Лейзена «Мы поем вечером» (1953), где танцевала «Умирающего лебедя». В фильме играл также один из выдающихся скрипачей века Исаак Стерн.
Третьей героиней Тумановой в кино тоже была танцовщица Гэби Деслис – в фильме Стенли Донена о жизни композитора Зигмунда Румберга «Глубоко в моем сердце» (1954). Через два года Туманова снялась в фильме из трех новелл известного актера и танцора Джина Келли «Приглашение на танец», исполняя роль девушки с улицы, танцуя вместе с Келли страстный танец. Снималась также в фильмах знаменитых режиссеров Альфреда Хичкока «Разорванный занавес» (1966, Балерина) и Билли Уайльдера «Частная жизнь Шерлока Холмса» (1970, мадам Петрова).
В 1944 году Туманова вышла замуж за американского писателя, режиссера и продюсера Кейси Робинсона (1903–1979). «У меня красивый муж», - говорила она. - Это прекрасный, удивительный брак. Кейси обожает отца и мать. Отец и мать обожают Кейси. У меня есть все, что я хочу на земле. Красивый дом, три собаки, два ручных голубя, прекрасные автомобили». И несмотря на это, через десять лет супруги развелись. Тамара Туманова прожила 77 лет, до последних своих дней оставаясь красавицей, и скончалась 29 мая 1997 года в Санта-Монике (штат Калифорния), после короткой болезни, став легендой, звездой первой величины в истории американского балета...
 
И о происхождении
 
В наши дни в Интернете ходят разные слухи о происхождении Тамары Тумановой. О ней отзывались как о русской, ее воспринимали как грузинку или армянку. Фамилия же отца балерины Борецки-Хазидович дает повод предполагать также польско-украинские корни. Однако следует заметить, что полковник Владимир Дмитриевич Борецки-Хазидович (1885–1962) был вторым мужем Евгении, а первым мужем и биологическим отцом был некий Константин Захаров. Все это свидетельствует о том, что в мировую культуру каждый народ внес свой неоценимый вклад...

Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская