"Арбат глазами украинца"

"Арбат глазами украинца"
В Московском издательстве «Домашняя библиотека» вышла книга «Арбат глазами украинца. Авторская энциклопедия-хроноскоп». Ее автор – доктор исторических наук, лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко Владимир Мельниченко – живет и работает в Москве уже более 20 лет и в процессе написания книг о великих украинцах Николае Гоголе, Тарасе Шевченко, Михаиле Грушевском, Осипе Бодянском и других, об их пребывании в Москве, исходил всю столицу, что называется, вдоль и поперек. Его книги – это всегда увлекательное путешествие по старой Москве, по адресам, которые сохранились и которых, к сожалению, уже нет. Автор обладает удивительной способностью «оживлять» архивные документы, мемуары, переписки и дневники и заставляет их «раскрывать» свои тайны.
В этот раз Владимир Мельниченко написал о своем любимом Арбате, которым любуется из рабочего кабинета последние 13 лет. Им собраны практически все поэтические, прозаические, мемуарные и художественные произведения, посвященные Арбату, или в которых Арбат просто упоминается. Среди имен, кто так или иначе был связан с этой легендарной улицей, С. Аксаков, А. Белый, М. Булгаков, И. Бунин, М. Гиляровский, Н. Гоголь, М. Грушевский, Б. Зайцев, Б. Окуджава, А. Пушкин, Л. Толстой, М. Цветаева, А. Чехов и многие другие.
Благословение на эту книгу автор получил от выдающегося москвоведа Сигурда Шмидта. Когда он признался Сигурду Оттовичу, что начал работу над авторской энциклопедией «Арбат», в которой хотел бы раскрыть украиноведческие сюжеты в истории Арбата, Сигурд Шмидт сразу поддержал эту идею. Арбатский старожил, как он себя называл, даже обрадовался такому стремлению к «обогащению» — его слово! — сведений об Арбате.
Автор сумел передать украинскую тональность в арбатской исторической симфонии и посвятил отдельные главы жизни Николая Гоголя на Арбате и московскому пребыванию Тараса Шевченко. В отдельной главе рассказывается об арбатских домах — № 9, где сегодня находится Культурный центр Украины в Москве, и № 55, в котором полгода жил Михаил Грушевский. В книге выделены особо интересные сюжеты, необычные моменты, яркие детали, занимательные факты с украинским присутствием, которые в силу разных причин не привлекали российских арбатоведов. Этот подход позволил по-новому подойти даже к известным, хрестоматийным картинам и ситуациям прошлого или изменить привычный угол зрения на них. Арбатские хроники таят в себе великие образцы человеческой дружбы, выдающиеся примеры духовных свершений, дивные пересечения и переплетения судеб украинских и российских исторических персонажей, да что там — украинского и российского народов. О чем, уверен автор, необходимо знать и писать!
В осуществлении своих намерений Владимир Мельниченко опирается на труды дореволюционных историков и бытописателей Москвы Петра Вистенгофа, Ивана Забелина, Ивана Кокорева, Ивана Кондратьева, Дмитрия Покровского, Михаила Пыляева и других; советских и современных москвоведов и арбатоведов Михаила Вострышева, Михаила Богословского, Льва Колодного, Иммануила Левина, Алексея Митрофанова, Владимира Муравьева, Яна Рачинского, Сергея Романюка, Петра Сытина, Сигурда Шмидта, Сергея Шокарева и других. Он максимально использовал воспоминания людей, причастных к «арбатскому миру» и близко знающих «арбатских жителей».
Автором исследованы многочисленные и разнообразные путеводители по Москве, справочники, адресные книги, ежегодники, а также планы и карты Москвы, прежде всего, ХІХ столетия. Интереснейшие сведения почерпнуты в произведениях Михаила Салтыкова-Щедрина, Андрея Белого, Ивана Бунина, Бориса Зайцева, Николая Зарудного, Анатолия Рыбакова… Важные штрихи к облику Арбата добавили произведения Виссариона Белинского, Григория Данилевского, Михаила Загоскина, Александра Кизеветтера, Петра Кропоткина и других. Читатель познакомится с лучшими поэтическими строками об Арбате. Так что история этой улицы во многом рассказана устами ее участников и очевидцев.
В энциклопедической главе «Арбатский мир» насчитывается свыше 350 терминов и статей. Прежде всего, здесь можно найти сведения о большинстве храмов арбатского ареала (их более 70), а также о более чем 110 улицах, переулках и площадях и нескольких сотнях домов приарбатья. В этом контексте помещены расширенные исторические эссе, посвященные известным людям разных эпох, разных мировоззрений и судеб, причастность которых к Арбату недостаточно раскрыта или вообще до сих пор не затрагивалась. Среди них: Инесса Арманд, Николай Бердяев, Александр Богданов, Осип Бодянский, Сергий Булгаков, Михаил Грушевский, Александр Керенский, Владимир Ленин, Жанна Лябурб, Михаил Максимович, Христиан Раковский, Богдан Ступка, Мариэтта Шагинян, Михаил Щепкин…
Важным компонентом книги являются статьи об арбатском бытии, например, «Извозчики», «Пожарные», «Дворники», «Водоснабжение», «Освещение», «Почта», «Пролетка», «Конка», «Трамвай» и т. д. А также, казалось бы, неожиданные — «Коровы», «Лошади», «Лужи» и т. д. И наряду с этим читатель может ознакомиться с информацией об известных картинах, имеющих непосредственную духовную связь с Арбатом: «Московский дворик» В. Поленова, «Ярмарка на Арбатской площади» А. Розанова, «Улица Арбат» М. Гермашева; «Философы» М. Нестерова, которые использованы в качестве иллюстративного материала к книге.
Необычный жанр энциклопедии-хроноскопа выбран автором неспроста. Своеобразие хроноскопа состоит в том, что хронология является не только традиционным вспомогательным справочным материалом, но также инструментом (хроноскопом) исторического познания «прежнего Арбата» — «вместе с домами и лицами» (Андрей Белый) и связывает разрозненные факты и сведения в последовательный ряд событий, аккумулированный для углубленного изучения масштабной темы. В отличие от обычной энциклопедии, построенной по алфавитному принципу, который фактически разрывает целостность исторической картины, хроноскоп, то есть инструмент для регистрации малых промежутков времени, наоборот, дает возможность через отдельные факты, события и их научную мозаику рассмотреть эту картину более-менее завершенной.
 
Глава из книги
«У меня есть Арбат…»
 
Хорошо помню, что, приезжая из Киева еще студентом в Москву во второй половине 1960-х гг. и не имея никакого представления о Старом Арбате, я принял на Новом Арбате только удивительно прекрасную допетровскую церковь Симеона Столпника, которая сиротливо жалась к высотным новостройкам.
Весной 1989 года мне предложили работу в Москве и сразу выдали смотровой ордер на квартиру в Сивцевом Вражке, 37, на углу с Плотниковым переулком. Как раз напротив — особняк первой половины XIX в., в котором в 1850–1851 гг. жил Лев Толстой… Рядом находились особняки и дома, в которых жили Аксаков, Герцен, Цветаева, Нестеров, Шолохов, Окуджава, другие знаменитости. Я знал об этом и прекрасно понимал историческую привлекательность места, где мог жить…
Получилось так, что, не зная толком всего Арбата, я тогда не принял его как место для постоянного проживания. Но благодарю судьбу, которая все-таки поселила меня непосредственно на самом Арбате, и живу я здесь уже более десяти лет.
Из трех больших окон моего служебного кабинета на Арбате, 9 можно увидеть бо́льшую его часть, а выйдя из дома, — охватить глазами расстояние от его начала на Арбатской площади до Серебряного переулка. Помня о дореволюционных знаковых строениях, можно сказать: от храма святых Бориса и Глеба до храма Николая Явленного.
Ежедневно несколько раз выхожу на Арбат и окунаюсь в его неповторимо-удивительную атмосферу. То, что происходит на старинной улице сейчас, меня всегда интересует, но по-настоящему привлекает мало, остается лишь фоном (объективным фоном), который свидетельствует о вечном буйстве жизни.
...На улочке этой,
где старинные стынут дома,
в поединках сходились поэты,
гимназистки сходили с ума.
Я научился воспринимать Арбат в его первоначальных, исторических выражениях: изгиб улицы, на котором стоял храм Николая Явленного; тот или иной дом со славной биографией; рыцарь в латах на пятом этаже дома № 35, описанный Борисом Зайцевым; дом № 53, в котором жил Александр Пушкин; или № 55, где полгода провел Михаил Грушевский; невидимое присутствие Толстого и Чехова, Бунина и Есенина, Бердяева и Лосева и других. Не надоедают ли такие реально-виртуальные прогулки по Арбату? Поверьте, нет! И новейший Арбат, и особенно Старый Арбат неисчерпаемо интересны. Но лишь в том случае, когда Арбат действительно любишь, изучаешь, с интересом к нему присматриваешься, всерьез в него вдумываешься, не предаешь его и на нем живешь. Именно так!
Я богат. Повезло мне
И родом и племенем.
У меня есть Арбат
И немножко свободного времени.
Роберт Рождественский
Не сразу, но постепенно начинаешь чувствовать действительно неповторимую атмосферу старинной улицы Арбат и его переулков. Правда, для этого все-таки нужно постоянно интересоваться ими, историческими домами, выдающимися людьми, которые в них проживали. Это — дело непростое, трудоемкое и небыстрое.
Отношение к Арбату можно сравнить с отношением к человеку, который тебе близок и дорог. Не за то, что он достиг больших успехов и богатства, занимает высокое положение в обществе или имеет солидную репутацию, а за его человеческую сущность. Общеизвестный факт: большинство из вашего окружения исчезнет, как только вы потеряете высокую должность или большие деньги, общественное признание или физическую силу, попадете в беду и т. д. Рядом останутся лишь те, кому вы дороги сами собой. Так же и с Арбатом. Преданные ему люди не оставляют его в любые времена. Определенная преданность Арбату нужна и для того, чтобы не потерять ощущение славной, духовной старины, которая затаилась в архитектуре и географии. В самой атмосфере этой удивительной улицы!
До чего же поэтично точен Андрей Белый, впервые употребивший это словосочетание — «старый Арбат». Как идет Арбату прилагательное «Старый»! В своих книгах я величаю его с большой буквы. Его история неразрывно связана с историей столицы (недаром его называют «душой Москвы»), с историей России и Украины, даже больше — мира. Однажды Андрей Белый восторженно сказал: «История мира: Арбат». А в одном стихотворении написал: «Выходишь в Вечность... на Арбат». Писатель Михаил Осоргин так начинал свой роман «Сивцев Вражек»:
«В беспредельности вселенной, в солнечной системе, на Земле, в России, в Москве, в угловом доме Сивцева Вражка...»
Борис Зайцев размашисто предполагал: «Что если бы теперь Данте явился на Кисловках и Арбатах…». Вселенское восприятие Арбата встречаем у Вадима Шершеневича:
Но пока я не умер, простудясь у окошечка,
Все смотря: не пройдет ли по Арбату Христос...
Булат Окуджава также воспринимал Арбат в планетарном контексте: «...Погода двадцатого века началась на Арбатском дворе...» Или: «По Сивцеву Вражку проходит шарманка, когда затихают оркестры Земли». Или еще: «Арбат — мой дом, но и весь мир — мой дом…»
В сердцах других творческих людей опоэтизированный Арбат стал звездным Млечным путем. У поэта и философа Константина Кедрова есть даже стихотворение «Арбат — Млечный путь». У Константина Ваншенкина: «И этот Млечный путь Арбата в высоком небе надо мной». И № 9 — Украинский дом — является для меня драгоценным вкраплением этого звездного пути.
Немногие из тех, кто связал свою жизнь с Арбатом, могут повторить за Окуджавой:
Ах Арбат, мой Арбат, ты — мое призвание.
Ты — и радость моя, и моя беда.
 
Очень трудно, почти невозможно кровно причаститься к арбатству, но если это случилось... «Арбатство, растворенное в крови, неистребимо, как сама природа» (Булат Окуджава).
Да, да! «Дети Арбата» — это не только те, которые родились или долго жили на самой улице и ментально приросли к ней. Есть и духовная пуповина, которая для истинных поклонников Арбата не менее органична и крепка. Поэтому понятие «дети Арбата», оставаясь конкретно-историческим, навсегда привязанным к советскому времени, постоянно расширяется в своей сущности. Именно в этом я вижу духовное будущее самой знаменитой улицы России.
Я благодарен Арбату за то, что он дал мне возможность не только прикоснуться к истории русской культуры и духовности, но и окунуться в нее. За то, что многие годы прославляю здесь украинскую культуру и духовность. За то, что имею возможность не только вдохнуть неповторимый арбатский воздух, как это делают сотни тысяч москвичей и приезжих, но и дышать им долгое время полной грудью.
Ощущаю себя, говоря словами Бориса Зайцева, «гражданином Арбата», того Арбата, который называли Николиной улицей, того Арбата, который находился и находится под покровительством Святого Николая:
«И Никола Милостивый, тихий и простой святитель, покровитель страждущих, друг бедных и заступник беззаступных, распростерший над твоею улицей три креста своих, три алтаря своих, благословит путь твой и в метель жизненную проведет. Так расцветет мой дом, но не заглохнет».
Уже сейчас уверенно предвижу, что после неизбежной разлуки с Арбатом я всегда буду чувствовать теплую, пронзительную ностальгию по главной улице России. А пока говорю словами Беллы Ахмадулиной:
Смуглей великого арапа
восходит ночь. За что мне честь —
в окно увидеть два Арбата:
и тот, что был, и тот, что есть?
 
Низкий поклон тебе, Старый Арбат!

Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская
24 октября 2012

Дорогие друзья!

Приносим свои извинения в связи с задержкой публикаций на сайте в связи с техническим сбоем.

Мы делаем всё возможное!

15 марта 2010

15 марта пришла весть горькая и страшная — не стало Татьяны Владимировны Загорской, изумительного художника-дизайнера, отличавшегося безукоризненным вкусом, любовью к своему делу, высоким профессионализмом.

На протяжении долгих лет Татьяна Владимировна делала журнал «Страстной бульвар, 10» и делала его с таким пониманием, с таким тонким знанием специфики этого издания, с такой щедрой изобретательностью, что номер от номера становился все более строгим, изящным, привлекательным.

В сентябре 2009 года Татьяна Владимировна перенесла тяжелую операцию и вынуждена была отказаться от работы над «Страстным бульваром», но у нее оставалось еще ее любимое детище — журнал «Иные берега», который она придумала от первой до последней страницы и наполнила его своей высокой культурой, своим щедрым и светлым даром. Каждый читатель журнала отмечал его неповторимое художественное содержание, его стиль и изысканность.

Без Татьяны Владимировны очень трудно представить себе нашу работу, она навсегда останется не только в наших сердцах, но и на страницах журнала, который Татьяна Загорская делала до последнего дня с любовью и надеждой на то, что впереди у нас общее и большое будущее...

Вечная ей память и наша любовь!

25 декабря 2009

Дорогие друзья!
С наступающим Новым Годом и Рождеством!
Позвольте пожелать вам, мои дорогие коллеги, здоровья и благополучия! Радости, которое всегда приносит вдохновенное творчество!
Мы сильны, потому что мы вместе, потому что наше театральное товарищество основано на вере друг в друга. Давайте никогда не терять этой веры, веры в себя и в свое будущее.
Для всех нас наступающий 2010 год — это год особенный, это год А. П. Чехова. И, как говорила чеховская героиня, мы будем жить, будем много трудиться, и мы будем счастливы в своем служении Театру, нашему прекрасному Союзу.
Будьте счастливы, мои родные, с Новым Годом!
Искренне Ваш, Александр Калягин

***
Праздничный бонус:
Новый год в картинке
Главные проекты-2010 в картинке
Сборник Юбилеи-2010 в формате PDF

27 октября 2008

Дорогие друзья, теперь на нашем сайте опубликованы все номера журнала!
К сожалению, архивные выпуски доступны только в формате PDF. Но мы
надеемся, что этот факт не умалит в ваших глазах ценности самих
текстов. Ссылку на PDF-файл вы найдете в Слове редактора, предваряющем
каждый номер. Приятного и полезного вам чтения!