Неизвестные в России фотографии Федора Шаляпина

Неизвестные в России фотографии Федора Шаляпина
Эти фотографии певца были сделаны в 1930-е годы во Франции и в Австрии. Они находились в собрании Изабеллы Уолич (1916 – 2000), которая познакомилась с Шаляпиным, когда он жил во Франции, бывала у него в гостях в Париже, в квартире на авеню Эйло в 30-е годы во время учебы в Парижской консерватории по классу фортепьяно. Впервые они были опубликованы в изданных на английском языке в Лондоне ее мемуарах «Хроника моей жизни» и в книге, посвященной биографии Ф. И. Шаляпина.
Изабелла Уолич родилась в Италии, в Милане, в семье итальянского бизнесмена Камилло Валли и американской певицы и виолончелистки Луизы Валли (урожденной Гайсберг), которая пела в театре Ла Скала. Когда Изабелле было около 5 лет, семья переехала в Лондон. В 1932 году Изабелла поступила в консерваторию в Париже, где были лучшие учителя в Европе. Она очень успешно училась, ездила с матерью на гастроли и выступала в концертах в Англии, Голландии и Италии, но начавшаяся Вторая мировая война помешала ей стать пианисткой. Ее дядя – брат матери, Фред Гайсберг (1873–1951) работал главным инженером звукозаписи в Лондонской звукозаписывающей граммофонной компании. Он был пионером звукозаписи, и получил приглашение в 1898 году в Европу из Америки. В Вашингтоне он получил музыкальное образование, пел в церковном хоре, а затем организовал в Нью-Йорке студию грамзаписи. Он первым записал в 1902 году в Лондоне голос Энрико Карузо (1873-1921), и эти записи стали сенсацией. Записывал на пластинки и голос Федора Шаляпина. Фред Гайсберг всю жизнь оставался холостяком и много внимания уделял своей племяннице Изабелле. Изабелла в юности помогала дяде в работе, и Фред Гайсберг знакомил ее с выдающимися певцами, музыкантами, дирижерами и композиторами, с многими из которых был в дружеских отношениях. Так он познакомил ее с Эдвардом Элгаром (1857-1934) — английским композитором романтического направления; скрипачом Иегуди Менухиным (1916-1999) – уроженцем Гомеля, несколько раз менявшим гражданство в Европе; немецким дирижером и композитором Вильгельмом Фуртвенглером (1886-1954). Встречи со многими известными личностями описаны в ее мемуарах.
Фред Гайсберг находился в дружеских отношениях и с Шаляпиным. Он познакомил певца с семьей своей сестры Луизы, и две семьи проводили вместе время на отдыхе.
На фотографии, снятой в 1931 году в городке Андай, расположенном у Бискайского залива на юго-западе Франции вблизи границы с Испанией, сфотографированы семья Шаляпина и семья Валли. Возможно, что туда семья Шаляпина приехала из расположенного в 10 километрах на север Сен-Жан-де Люза, где у Шаляпина было имение, с целью осмотреть местные достопримечательности и навестить семью Валли, отдыхающую в Андае. В городке находилась церковь Сен-Винсент, построенная в XVI веке и реконструированная в XIX, с красивым органом и распятием XIII века. На городской площади — большой старинный каменный крест. На берегу моря расположено казино в нео-мавританском стиле. Недалеко от моря возвышается замок Аббадиа. В городке большой трехкилометровый песчаный пляж, который также мог привлечь гостей. В те времена можно было проехать на пляж на экскурсионном городском трамвае из центра и при этом осмотреть достопримечательности.
Изабелла Уолич в воспоминаниях не рассказывает, когда конкретно и где она впервые увидела Шаляпина. Однако автор пишет о причинах близких контактов с семьей певца. Учась в Париже, ей было без своей семьи, которая жила в Лондоне, очень одиноко, и дядя договорился с Федором Ивановичем, что его племянница будет заходить к певцу на авеню Эйло, чтобы пообщаться с членами его семьи — женой, дочерьми и падчерицей. Автор рассказывает, что на обеды приглашались интересные гости: приходил со своей семьей Сергей Рахманинов. За столом, во главе которого сидел Федор Шаляпин, всегда были содержательные беседы и воспоминания о России. Во время обеда присутствовали не только члены семьи Шаляпина, а и гувернантки, и преподаватели, которые жили в квартире певца и занимались с молодежью.
Другая фотография с Шаляпиным была сделана в 1936 году в Австрии, в Санкт-Гильгене. В этот городок, где в отеле на отдыхе жила семья Валли, семья Шаляпина приехала в гости из Зальцбурга. Появление Шаляпина в отеле вызвало большой интерес у присутствующих. Певец был, как всегда, в центре внимания. После обеда в ресторане и прогулки по озеру Вольфгангзее с живописными берегами, обе семьи сидели в саду отеля, и Шаляпин рассказывал о своей певческой карьере, завораживая слушателей захватывающими историями из жизни. К вечеру, когда было необходимо возвращаться в Зальцбург, Шаляпин пригласил Изабеллу поехать вместе на его большой машине. Изабелла обрадовалась, но ее родители не были довольны этим приглашением, так как итальянский шофер Шаляпина, Винченцо, очень лихо ездил по горным дорогам, и они боялись, что машина может перевернуться. Однако Шаляпин уговорил их, и Изабелла поехала в Зальцбург, где вечером все были приглашены в театр на оперу Моцарта «Дон Жуан», главную партию в которой исполнял известный итальянский певец Эцио Пинца (1892-1957).
Машина очень быстро поехала по опасным горным дорогам. Шофер вез пассажиров так, как будто участвовал в больших гонках. Изабелла сидела на переднем сиденье с шофером и Шаляпиным и чувствовала неловкость из-за того, что была всю дорогу спиной к мадам Шаляпиной, сидевшей сзади. В начале Изабелла немного испугалась, но потом, когда мадам Шаляпина попросила ехать медленнее, и шофер снизил скорость, она успокоилась и стала получать удовольствие от поездки. В пути певец пел и разыгрывал оперные роли, что отвлекало всех от опасностей горной дороги и оставило незабываемое впечатление.
В Зальцбурге Шаляпин пригласил Изабеллу сопровождать их с женой на спектакль. Зная, что великий певец всегда находится в центре внимания и все увидят ее рядом с ним, Изабелла затрепетала. Войдя в зал, она услышала громкий шепот, который был как порыв ветра: «Шаляпин, Шаляпин». Во время действия Изабелла сидела между Шаляпиным и его женой. Спокойствие мадам Шаляпиной, которая находилась тоже в центре внимания из-за популярности мужа, вскоре передалось Изабелле, и она прекратила волноваться. Шаляпин был недоволен исполнением партии главного героя и комментировал пение по-итальянски громким шепотом: «Нет, нет, не так», а затемвполголоса демонстрировал, как онспоет это! К изумлению Изабеллы, певец не обиделся. Автор отметила в книге, что Шаляпин рисовался весь спектакль и вел себя как гримасничающий большой ребенок, который устраивал представление в зале. Однако, из-за того что у него была репутация великого актера, никто не возражал против такого поведения, даже Пинца.
Конечно, к поведению Шаляпина в этом случае можно отнестись снисходительно. Эцио Пинца в 1930-е годы был солистом «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке и считается лучшим басом Италии в ХХ веке, которому удавались все персонажи. Но представление о роли Дон Жуана у двух великих певцов было разным. Шаляпин, не согласившись с трактовкой Пинци, будучи эмоциональным человеком, не мог не показать по-своему образ легкомысленного повесы, зная, что на него всегда обращают внимание.
Третья фотография была подарена Изабеллой Уолич в 1980-х годах Виктору Боровскому (1939-2006), который работал в Лондоне консультантом в театре «Ковент-Гарден» при постановке русских опер и читал курс лекций по истории русского театра в университете. В 1979 году он уехал из Ленинграда в Англию. Будучи историком театра, он первым написал на английском языке биографию Шаляпина в 1988 году. В главе «Изгнание» автор опубликовал фотографию, где семья Шаляпина изображена в Сен-Жан-де-Люзе в первой половине 1930-х годов.
Виктор Боровский вернулся в Россию в конце 1990-х годов и работал как консультант по репертуару в Мариинском театре Санкт-Петербурга, но его книга о певце так и не была переведена на русский язык.
Изабелла Уолич, запечатлевшая встречи с Шаляпиным, рассказала о круге его общения в последние годы, что очень ценно, так как о жизни певца за границей известно совсем не так много.
Все описанные встречи Изабеллы Уолич с Шаляпиным происходили в ее юности, когда ей было около 20 лет. Впереди была длинная жизнь, в которой встречались крутые повороты, личные трагедии и хотя были и достижения, но все давалось совсем не так легко.
В 1939 году она вышла замуж за Дика Корбетта, который занимался бизнесом в Ост-Индии. У нее родилось двое сыновей. Но в 1951 году ее муж был убит во время посещения каучуковой плантации в Малайе. Оставшись вдовой, она вернулась в музыкальный мир и начала работать менеджером в европейском турне филармонического оркестра. Вращаясь в музыкальных кругах, Изабелла создала свою собственную звукозаписывающую компанию. При этом пришлось преодолевать много финансовых проблем. Записывала певцов и музыкантов, валлийскую и ирландскую народную музыку. Она была первой женщиной, которая стала музыкальным продюсером и помогла сделать карьеру ряду известных в Англии певцов и музыкантов.
Ее второй брак через три года после гибели первого мужа в 1954 году не помешал карьере. Вторым мужем стал Обри Уолич, которого она знала много лет. Он был старше Изабеллы на 20 лет и являлся видной фигурой в Малайе, будучи членом законодательного совета федерации. Это был очень энергичный человек, спортсмен и большой интеллектуал. Он вернулся в Англию и работал в своей лондонской компании. Однако, через несколько лет Изабелла перенесла еще одну тяжелую утрату — Обри Уолич скончался от онкологического заболевания.
У нее всегда были хорошие отношения с братом Монди, который окончил Оксфордский университет и работал вместе с отцом в Лондонской фирме. Ее окружало много друзей. Изабелла всю жизнь дружила с внучкой композитора Рихарда Вагнера — Фриделинд Вагнер (1918-1991), которая уехала из Германии во время войны, будучи антифашисткой. Много лет Изабелла вела переписку с дочерью Шаляпина Марфой, жившей в Англии и посетившей Россию при переносе праха отца из Парижа в Москву в 1984 году.
В середине 1990-х годов Изабелла переехала из Лондона в Париж к семье своего младшего сына. Там она начала писать мемуары, которые закончила незадолго до своей кончины. Эти мемуары, о которых я рассказала, она посвятила двум своим сыновьям, невестке, которая ей много помогала в работе над книгой, и четырем внукам.

Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская
24 октября 2012

Дорогие друзья!

Приносим свои извинения в связи с задержкой публикаций на сайте в связи с техническим сбоем.

Мы делаем всё возможное!

15 марта 2010

15 марта пришла весть горькая и страшная — не стало Татьяны Владимировны Загорской, изумительного художника-дизайнера, отличавшегося безукоризненным вкусом, любовью к своему делу, высоким профессионализмом.

На протяжении долгих лет Татьяна Владимировна делала журнал «Страстной бульвар, 10» и делала его с таким пониманием, с таким тонким знанием специфики этого издания, с такой щедрой изобретательностью, что номер от номера становился все более строгим, изящным, привлекательным.

В сентябре 2009 года Татьяна Владимировна перенесла тяжелую операцию и вынуждена была отказаться от работы над «Страстным бульваром», но у нее оставалось еще ее любимое детище — журнал «Иные берега», который она придумала от первой до последней страницы и наполнила его своей высокой культурой, своим щедрым и светлым даром. Каждый читатель журнала отмечал его неповторимое художественное содержание, его стиль и изысканность.

Без Татьяны Владимировны очень трудно представить себе нашу работу, она навсегда останется не только в наших сердцах, но и на страницах журнала, который Татьяна Загорская делала до последнего дня с любовью и надеждой на то, что впереди у нас общее и большое будущее...

Вечная ей память и наша любовь!

25 декабря 2009

Дорогие друзья!
С наступающим Новым Годом и Рождеством!
Позвольте пожелать вам, мои дорогие коллеги, здоровья и благополучия! Радости, которое всегда приносит вдохновенное творчество!
Мы сильны, потому что мы вместе, потому что наше театральное товарищество основано на вере друг в друга. Давайте никогда не терять этой веры, веры в себя и в свое будущее.
Для всех нас наступающий 2010 год — это год особенный, это год А. П. Чехова. И, как говорила чеховская героиня, мы будем жить, будем много трудиться, и мы будем счастливы в своем служении Театру, нашему прекрасному Союзу.
Будьте счастливы, мои родные, с Новым Годом!
Искренне Ваш, Александр Калягин

***
Праздничный бонус:
Новый год в картинке
Главные проекты-2010 в картинке
Сборник Юбилеи-2010 в формате PDF

27 октября 2008

Дорогие друзья, теперь на нашем сайте опубликованы все номера журнала!
К сожалению, архивные выпуски доступны только в формате PDF. Но мы
надеемся, что этот факт не умалит в ваших глазах ценности самих
текстов. Ссылку на PDF-файл вы найдете в Слове редактора, предваряющем
каждый номер. Приятного и полезного вам чтения!