Один из основателей Харбинского политехнического института

Один из основателей Харбинского политехнического института
Несколько лет назад в составе небольшой группы преподавателей вузов российского Дальнего Востока мне удалось побывать в Харбинском технологическом институте — прямом приемнике знаменитого Харбинского политеха, созданного в 1920-е годы русскими учеными и инженерами. На встрече с его руководством секретарь парткома протокольно охарактеризовал высшее учебное заведение: обучается около 40 тысяч студентов и аспирантов, входит в девятку ключевых высших учебных заведений КНР, имеет большие перспективы развития. На прямой вопрос о том, кто являлся основателем всемирно известного Харбинского политехнического института оратор не ответил и продолжил рассказ о научных достижениях ученых технологического института.
В культурном слое, созданном россиянами в Маньчжурии в первой половине ХХ века, безусловно, первое место занимал Харбинский политехнический институт. Во многом благодаря Николаю Львовичу Гондатти — выпускнику Московского университета, ученому, талантливому администратору, видному деятелю российского Дальнего Востока —в основание института были положены гуманистические традиции и передовые принципы русской высшей школы.
Несмотря на то, что о генерал-губернаторе Приамурского края Н.Л.Гондатти мноюнаписана книга, вышедшая в Хабаровске в 1977 году, в Большой Российской энциклопедии есть статья, за пределами Сибири и Дальнего Востока о нем известно не так много. Поэтому вполне уместно сделать несколько крупных штрихов к портрету этого выдающегося государственного и общественного деятеля и особо остановиться на его роли в создании Харбинского политехнического института — сравнительно малоизвестной странице его жизни.
Николай Львович Гондатти родился в Москве в 1860 году за три месяца до отмены крепостного права в России, умер в 1946 году в Харбине, освобожденном Советской Армией от японцев. Его отец был итальянцем, мать русская, воспитавшая сына в православных традициях. Успешно окончив естественно-историческое отделение физико-математического факультета Московского университета, Николай Львович вел педагогическую и научную работу, готовился к профессорской деятельности по кафедре антропологии. К этому времени по заданию научных обществ он посетил многие страны Европы и Азии. Неожиданно прервав свою работу в университете, он согласился на предложение стать начальником Анадырской округи на Чукотке.
Чукотская одиссея Гондатти, длившаяся вместо двух три года по его желанию, стала важным этапом в его жизни. Она оказала серьезное влияние на формирование его личности и на положение в обществе. Несмотря на чудовищные условия, начальнику Чукотки удалось «подчинить власти Белого русского царя» независимый народ чукчей. За это он был награжден орденом Святого Владимира IV степени, что обусловило переход из мещанского сословия в дворянство. Перед Гондатти открылись возможности делать карьеру в административной сфере. Исследования Гондатти малоизученного народа чукчей и собранные им антропологические и этнографические коллекции, обогатившие местные и центральные музеи, заслужили высокую оценку ученых.
Служба Н.Л.Гондатти в Сибири, в основном, на Дальнем Востоке, складывалась успешно. Он заведовал переселенческим управлением в Приамурском крае, служил тобольским и томским губернатором. Ему было доверено возглавить командированную по высочайшему повелению Амурскую экспедицию для исследования возможности колонизации земель вокруг строившейся Амурской железной дороги. Им была выдвинута идея о разработке колонизационного плана Дальнего Востока и составления программы обеспечения его безопасности. В 1910 году Н. Л. Гондатти было пожаловано придворное звание «шталмейстер его Величества», а в следующем году он получил назначение главным начальником геополитически ответственного и самого удаленного от центра Приамурского генерал-губернаторства района с административным центром в Хабаровске. Главной своей задачей генерал-губернатор считал укоренение славянского населения (утверждение «русского влияния» в регионе). Он содействовал завершению строительства Амурской железной дороги, много сделал для сооружения первого железнодорожного моста через реку Амур (1913 1916). В ноябре 1916 года из Петрограда во Владивосток проследовал первый курьерский поезд по сплошному, без разрыва рельсового пути и всецело по русской территории, что знаменовало собой окончательную готовность Великой Сибирской магистрали, впервые пересекшей азиатский материк.
Н. Л. Гондатти стал основателем города Алексеевска (ныне Свободный Амурской области). Своим именем в честь царского наследника Алексея город был обязан генерал-губернатору, личность которого была весьма почитаема здесь до 1917 года. Его имя носили школа, улица и железнодорожная станция. В Приморской области Гондатти основал первые на Дальнем Востоке дачный поселок Сад-город и заповедник Кедровая Падь, которые существуют и поныне. Большим событием была Приамурская выставка в Хабаровске, приуроченная к 300-летию Дома Романовых, а ее участниками стали все территории края, а также представители соседних стран и ряда стран Западной Европы.
Плодотворных 16 лет жизни Н.Л. Гондатти посвятил обустройству дальневосточной окраины России, пройдя путь от начальника приполярной округи на Чукотке до генерал-губернатора — высшей ступени в региональной административной лестнице Российской империи. Но в марте 1917 года Гондатти был арестован, его деятельность подверглась беспощадной революционной ревизии. И все же новая власть, так и не сумев предъявить Николаю Львовичу обвинений в коррупции, злоупотреблениях полномочиями и положением, отпустила его. Около года Н.Л. Гондатти с семьей жил в Иркутске, пользуясь гостеприимством своего тестя М.С. Стравинского — родственника будущего русского композитора и дирижера И.Ф.Стравинского. Но вскоре стало понятно, что бывшему царскому сановнику опасно находиться и здесь, поэтому Николай Львович принял решение перебраться в Харбин. Как и тысячи россиян, пересекавших в то время границу, он не предполагал, что покидает Россию навсегда.
Осенью 1918 года бывший приамурский генерал-губернатор Н.Л. Гондатти вместе с женойМаргаритой Мечиславовной, дочерьми Ольгой и Татьяной и уже ставшей членом семьи бывшей гувернанткой мисс Анитой, прибыл в Харбин. Прежде он неоднократно бывал в этом «скороспелом городе», выросшем благодаря строительству Россией Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), знал многих из числа ее администраторов, а также коммерсантов и просвещенцев. При многонациональном характере городского населения половину его составляли выходцы из России: инженерно-технические работники, предприниматели, квалифицированные рабочие, обслуживавшие железную дорогу, и другие. Для них Харбин стал «островком былой России в чужедальней стороне».
Более 15 лет управлявший КВЖД и пользовавшийся большим авторитетом среди русских харбинцев и китайских властей, генерал Д.Л.Хорват назначил Н.Л. Гондатти на престижную должность — начальником земельного отдела КВЖД. У Николая Львовича появилась возможность воплотить давнюю мечту и заняться сельским хозяйством. Чтобы улучшить агротехнику выращивания сельскохозяйственных культур и в итоге получать высокие урожаи, он взялся за организацию так называемых «опытных полей» в Аньда, Эхо и под Харбином. Опытными полями заведовалВ.К.Рерих — брат академика Н.К.Рериха, с которым Николай Львович в эти годы сблизился.
С каждым годом у начальника земельного отдела увеличивался объем работы, связанной с выделением земельных участков. В Харбин прибывало все больше русских, стремившихся спастись от Гражданской войны и военной интервенции. Те новоселы, которые не имели средств на приобретение быстро дорожавшего земельного участка, явочным порядком захватывали неудобные земли на болоте, и со временем здесь возник поселок, названный Нахаловкой. Жизнь семьи Гондатти складывалась весьма благополучно: они жили в большом добротном доме с роскошным садом на одной из центральных харбинских улиц.
Для вождей белого движения на Дальнем Востоке бывший генерал-губернатор, царский сановник являлся приоритетной фигурой при формировании своих правительств. В 1921-1922 годах Гондатти получил несколько настойчивых предложений возглавить правительство во Владивостоке. Однако начальник земельного отдела КВЖД, не давая объяснений, решительно отказывался играть первые роли в белом движении Он дистанцировался от политики и партий, появлявшихся словно грибы после теплого дождя. Позже, в начале 1930-х годов, Гондатти отклонил предложение возглавить Бюро по делам русских эмигрантов, сулившего большие преференции. Такое поведение бывшего царского сановника вызывало осуждение и даже гнев, особенно у военной части эмиграции, что выплескивалось на страницы газет.
В начале 1920-х годов Николай Львович с головой окунулся в решение насущной проблемы Китайско-Восточной железной дороги, связанной с обеспечением ее кадрами специалистов. До революции инженерно-технические кадры дороги систематически пополнялись выпускниками технических вузов России, которых привлекали на магистраль выгодные условия службы. В связи с революцией и Гражданской войной, которая на Дальнем Востоке носила затяжной характер, потерявшая связь с Россией КВЖД стала испытывать острую нехватку дипломированных специалистов. Администрация дороги решение проблемы видела в создании собственной базы для подготовки инженеров и техников железнодорожных путей сообщения. Так возникла идея открыть в Харбине политехнический техникум. Для организации учебного заведения и управления его делами было создано правление в числе 14 членов под председательством Н.Л.Гондатти, пользовавшегося уважением и авторитетом среди железнодорожников. Успешное начало работы политехнического техникума в 1920-1921 учебном году убедило его организаторов в необходимости поднять статус учебного заведения до уровня института. В апреле 1922 года техникум преобразовали в политехнический институт, а учащиеся техникума автоматически стали студентами института.Такие изменения прошли безболезненно, что впоследствии дало основание отсчитывать историю политехнического института с 1920 года.
Феномен созданного вуза состоял в том, что он не являлся ни государственным, ни частным учебным заведением. Учрежденный КВЖД институт находился и на ее финансовом обеспечении. Управляющий КВЖД, которым в это время был инженер путей сообщения Б.В Остроумов, ежегодно предоставлял институту значительную денежную субсидию. Коммерческие структуры и отдельные предприниматели тоже вносили свою лепту в его финансовое благополучие. К тому же обучение являлось платным. Для детей служащих и пенсионеров железной дороги, а также работников института плата за обучение была на треть снижена (вместо 300 золотых рублей — 200) Первым директором института стал известный в городе инженер путей сообщения Л. А. Щелков.
Функционирование института во многом обеспечивалось широким участием общественности. В первые годы он возглавлялся правлением общества по заведыванию политехническим институтом, которое ежегодно избиралось из числа русских и китайских представителей. Председателем правления в течение нескольких лет являлся Н. Л. Гондатти, компетентность которого в сфере образования и управленческий талант, а также личный авторитет и влияние сыграли большую роль в становлении и развитии института. Николай Львович являлся главным посредником между управлением КВЖД и политехом, интересы которого он всегда убедительно отстаивал. Он содействовал выделению институту большого земельного участка в лучшей части Харбина, размещению лабораторий, столярных и слесарных мастерских в добротных зданиях. На весь Харбин славился громадный читальный зал и прекрасная техническая библиотека института, которую возглавил Н.В.Устрялов. Институт превратился в один из культурных центров города. Особым вниманием Н.Л. Гондатти пользовались студенты. Целый район, где жили студенты, в честь него стал называться «Гондатьевкой». Зачастую Николай Львович приходил на занятия, участвовал в студенческих собраниях и праздниках, а поступление в институт младшей дочери Татьяны еще более сблизило его со студентами.
Политех с самого начала был нацелен на подготовку специалистов не только из числа русских, но и китайцев, и в этом состояла еще одна особенность вуза. Первоначально это декларировалось и в его названии — Русско-китайский политехнический институт (РКПИ) с трехлетними подготовительными курсами и пятилетним сроком обучения. С 1928 года он стал называться Харбинским политехническим, при этом полностью сохраняя подготовкукитайских специалистов.
Учебный план предусматривал ежегодную летнюю 2,5 — 3-х месячную практику на железной дороге со сдачей экзамена по специальности. Практиканты получали от администрации КВЖД месячное жалование, размер которого определялся курсом обучения студента. Руководство института было убеждено, что благоприятные условия для проведения студенческой практики положительно отражались на подготовке специалистов.
Институт успешно развивался, увеличивался приток русских и китайских студентов со всей Маньчжурии. К началу 1930 года их насчитывалось уже более тысячи. При институте работали техническое училище, Маньчжурские курсы техников путей сообщения, Горные курсы и Китайские подготовительные курсы с трехлетним обучением. В 1924 — 1925 годах правительство Советского Союза подписало договоры с китайской администрацией о переходе КВЖД в руки обоих государств на паритетных началах. В соответствии с этим советская сторона администрации дороги была представлена гражданами СССР, как прибывшими из Советского Союза, так и получившими гражданство в Маньчжурии. Одновременно советское правительство официально заявило о лишении выходцев из России, проживавших в Маньчжурии, прав своих граждан и отказалось от какой-либо защиты и представительства их интересов. Утверждение на КВЖД советско-китайской администрации для начальника земельного отдела дороги Н. Л. Гондатти обернулось увольнением и арестом. Вместе с инженером Б. В. Остроумовым он оказался в местной тюрьме. К счастью, ненадолго.
Обе возможности — советское или китайское гражданство — для Гондатти и для многих российских эмигрантов были неприемлемы. Они предпочли оставаться бесправными эмигрантами, выкупающими временный китайский паспорт. Новые порядки коснулись и политехнического института: сменилось руководство, уволена была часть преподавательского состава, изменились правила приема для поступающих в вуз и так далее. Но по-прежнему пользовавшийся огромным авторитетом среди студенческой молодежи Николай Львович являлся желанным почетным гостем институтских конференций и праздников. Так, русское студенческое общество пригласило его как почетного гостя на проводимый летом 1929 года «День русской культуры».
Из почти тридцатилетней жизни Н.Л. Гондатти в Харбине в эмиграции самыми плодотворными и благополучными оказались первые шесть лет (1918 — 1924). Одним из главных своих дел он считал участие в создании и развитии Харбинского политехнического института, который дал выходцам из России и китайцам редкую возможность получить высшее образование.
Последующие годы жизни Гондатти были наполнены душевными страданиями, заботой о куске хлеба для семьи, унижением и преследованиями, которые он переносил с достоинством человека высокого духа. Архиепископ Нестор, духовный отец Гондатти, в своем сильном и теплом слове на панихиде сказал о нем: «Родине своей он отдал все свои годы жизни и ум, и энергию, и знания, и любовь…» Благодаря таким личностям, как Николай Львович Гондатти, российская эмиграция в первой половине ХХ века жила напряженной интеллектуальной жизнью, сохранила и обогатила русскую культуру за рубежом, познакомила с ней миллионы людей в Европе и Азии.
Выпестованный русскими учеными и инженерами Харбинский политехнический институт в 1930-1940-е годы подвергся нескольким реорганизациям. Японская оккупация Маньчжурии, создание марионеточного государства Маньчжоу-Го, Вторая мировая война резко отразились на социально-экономической, политической и культурной ситуации в Северо-Восточном Китае, менялись и условия существования Харбинского политеха. Но профессиональным кадрам преподавателей института удалось сохранить и развить гуманистические принципы русской высшей школы, с достоинством держать марку выпускника института. В разные годы здесь работали выдающиеся ученые, талантливые преподаватели П. Ф. Козловский, Н. К. Пафнутьев, П. С. Свиридов, Ф. Ф. Ильин, П. Ф. Федоровский, П. Н. Радищев, С. А. Савин, Л. А. Устюгов, Л. А. Щелков, С. П. Тимошенко, А. К. Попов, С. Н. Петров, В. Н. Жернаков, В. Г. Мелихов, В. А. Белобородский и другие. Именно ими поддерживались высокие стандарты образования, что способствовало признанию диплома Харбинского политехнического института во всем мире.
Рассеянные по странам и континентам выпускники Харбинского института проявили себя квалифицированными инженерами преподавателями, учеными. Последние русские преподаватели покинули институт в самом конце 1950 х годов и тем самым завершили почти 30-летний период существования института, история которого еще ждет своих исследователей.
Среди харбинской молодежи, приехавшей в СССР в 1950-е годы, были и выпускники политеха. Один из них — Сергей Иванович Елисафенко, чьим крестным отцом был Н. Л. Гондатти. С. И. Елисафенко стал активным участником создания в Красноярске политехнического института. Заслуженный строитель РСФСР, он многие годы являлся проректором этого крупного сибирского вуза. Бывшие харбинские эмигранты, в особенности из числа молодежи, оказавшиеся в СССР, смогли с успехом применить здесь инженерные знания, полученные в свое время в Харбинском политехническом институте.

Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская
24 октября 2012

Дорогие друзья!

Приносим свои извинения в связи с задержкой публикаций на сайте в связи с техническим сбоем.

Мы делаем всё возможное!

15 марта 2010

15 марта пришла весть горькая и страшная — не стало Татьяны Владимировны Загорской, изумительного художника-дизайнера, отличавшегося безукоризненным вкусом, любовью к своему делу, высоким профессионализмом.

На протяжении долгих лет Татьяна Владимировна делала журнал «Страстной бульвар, 10» и делала его с таким пониманием, с таким тонким знанием специфики этого издания, с такой щедрой изобретательностью, что номер от номера становился все более строгим, изящным, привлекательным.

В сентябре 2009 года Татьяна Владимировна перенесла тяжелую операцию и вынуждена была отказаться от работы над «Страстным бульваром», но у нее оставалось еще ее любимое детище — журнал «Иные берега», который она придумала от первой до последней страницы и наполнила его своей высокой культурой, своим щедрым и светлым даром. Каждый читатель журнала отмечал его неповторимое художественное содержание, его стиль и изысканность.

Без Татьяны Владимировны очень трудно представить себе нашу работу, она навсегда останется не только в наших сердцах, но и на страницах журнала, который Татьяна Загорская делала до последнего дня с любовью и надеждой на то, что впереди у нас общее и большое будущее...

Вечная ей память и наша любовь!

25 декабря 2009

Дорогие друзья!
С наступающим Новым Годом и Рождеством!
Позвольте пожелать вам, мои дорогие коллеги, здоровья и благополучия! Радости, которое всегда приносит вдохновенное творчество!
Мы сильны, потому что мы вместе, потому что наше театральное товарищество основано на вере друг в друга. Давайте никогда не терять этой веры, веры в себя и в свое будущее.
Для всех нас наступающий 2010 год — это год особенный, это год А. П. Чехова. И, как говорила чеховская героиня, мы будем жить, будем много трудиться, и мы будем счастливы в своем служении Театру, нашему прекрасному Союзу.
Будьте счастливы, мои родные, с Новым Годом!
Искренне Ваш, Александр Калягин

***
Праздничный бонус:
Новый год в картинке
Главные проекты-2010 в картинке
Сборник Юбилеи-2010 в формате PDF

27 октября 2008

Дорогие друзья, теперь на нашем сайте опубликованы все номера журнала!
К сожалению, архивные выпуски доступны только в формате PDF. Но мы
надеемся, что этот факт не умалит в ваших глазах ценности самих
текстов. Ссылку на PDF-файл вы найдете в Слове редактора, предваряющем
каждый номер. Приятного и полезного вам чтения!