Когда стремишься — все получается!..

Когда стремишься — все получается!..

II Международная летняя театральная школа в Звенигороде

Вот и закончился первый летний месяц, а вместе с ним и масштабный проект Союза театральных деятелей России — II Международная летняя театральная школа. Вторая... С одной стороны еще только вторая, с другой — уже вторая!!! Ровно год прошел с того момента, когда плакали, расставаясь, участники Первой международной летней театральной школы. А как же без слез? За целый месяц они успели познакомиться, сдружиться, сработаться...

Как быстро летит время! Не успеешь оглянуться, как проходит неделя, месяц, год... Так же быстро на смену 2007 году пришел 2008, а с ним новые идеи, новые проекты. Конечно же, Международную летнюю школу нельзя назвать новым проектом, но сколько новых идей по поводу ее проведения появилось у организаторов! Начиная с того, что был расширен круг стран-участников — на этот раз учиться приезжали не только молодые актеры из стран СНГ и Балтии, но также из Великобритании, Франции, Дании, Македонии, Болгарии, Польши, — и заканчивая тем, что спектаклей было выпущено уже не 3 а целых 5!

Но обо всем по порядку.

Местом проведения Второй Школы на этот раз был выбран подмосковный Звенигород. Это один из древнейших городов Подмосковья, город уникальных памятников старины. Прекрасное местоположение, богатство природного края, чистый воздух... Не случайно эти места называют «Русской Швейцарией». Пейзажи в окрестностях Звенигорода привлекали многих известных художников. В Звенигороде бывал А. П. Чехов и даже работал какое-то время в местной больнице. Заманил Звенигород и организаторов Второй Международной летней театральной школы. Не буду рассказывать о том, какая напряженная работа по подготовке Школы велась весь год в стенах СТД. Пусть это останется «за кадром». Ведь, например, писатели не рассказывают направо и налево о том, как тяжело им далась очередная книжка, сколько было бессонных ночей и выкуренных в нервной горячке сигарет... Читатель, в данном случае зрители и участники, должны видеть все только хорошее — четкий, отлаженный механизм проведения масштабного мероприятия.

Немало усилий пришлось приложить руководству Союза, чтобы Школа была доступной для молодых артистов: участники бесплатно жили и учились, расходы за проезд из стран СНГ и дальнего зарубежья взяло на себя Министерство иностранных дел России.

На пресс-конференции, перед самым стартом Второй Школы, Александр Александрович Калягин, Председатель СТД РФ и по совместительству художественный руководитель Школы, пообещал, что проведение такого мероприятия, своеобразного повышения квалификации для молодых артистов стран СНГ, Балтии и дальнего зарубежья, станет традиционным.

«Это очень важное дело. В мире существует множество подобных школ повышения квалификации актерского мастерства. И то, что у нас в России не было до сих пор Международной театральной школы для актеров русскоязычных театров из тех стран, где люди оказались брошенными на произвол в иной культурной и языковой среде — это большой пробел. Представляете, какие актеры к нам приезжают из ближнего зарубежья? Они живут в вакууме. У них нет русскоязычных газет, телеканалов, они зачастую живут в пространстве, из которого их все время выдавливают. Поэтому с их стороны это почти гражданский подвиг — нести там русское театральное искусство.

Мы в Союзе театральных деятелей занимались и занимаемся этой проблемой, привозим русскоязычные театры, проводим мастер-классы, семинары и лаборатории для русскоязычных актеров. Но идея создать постоянную школу у нас никогда не возникала. Теперь появились деньги на ее создание, и мы имеем возможность и право приглашать участвовать в ней и страны СНГ, и дальнее зарубежье».

И вот наконец-то 1 июня в Звенигороде официально начала свою работу II Международная летняя театральная школа СТД РФ. Уже за 2 часа до торжественной церемонии перед зданием нового Культурного центра имени Любови Орловой началась праздничная программа — на фасаде развевались флаги стран-участниц, выступали коллективы из Звенигорода и Московской области, показывал свои модели «Театр моды» города Серпухова, завораживающе играл духовой оркестр. Студенты Театрального института им.Б.Щукина демонстрировали искусство фехтования, сценического боя и восточных единоборств. Всех желающих угощали вкуснейшими пирогами и квасом. Затем, непосредственно на сцене Культурного центра, молодых артистов из 27 стран ближнего и дальнего зарубежья приветствовали Художественный руководитель Школы Александр Калягин, представители МИД РФ, Министр культуры Московской области Галина Ратникова и глава города Звенигород Леонид Ставицкий.

Приветственные телеграммы, которые направили Президент России Дмитрий Медведев и Министр иностранных дел Сергей Лавров, Александр Александрович Калягин зачитал со сцены.

После официальной части на сцене Культурного центра началось театрализованное представление-капустник, где была показана краткая история Летней театральной школы СТД, отрывки из легендарного спектакля «Город мышей» в постановке Эдуарда Радзюкевича. Среди многочисленных шуток и юмористических номеров наибольший смех в зале вызвали приветствия участникам II-й школы от президента США  Д. Буша и королевы Великобритании Елизаветы II и «отрывок из пресс-конференции» В. Путина, «посвященный» Летней театральной школе СТД. Но, пожалуй, кульминацией дня стал момент, когда ведущий вечера Александр Жигалкин стал объявлять со сцены страны, откуда съехались на Школу артисты. Одно за другим звучало: «Казахстан! Грузия! Болгария! Франция! Германия! Финляндия! Украина!..» — и поднимались на подмостки один за другим молодые ребята, на ходу надевая футболки и бейсболки с символикой Школы.

После торжественной церемонии открытия, участники и гости отправились в пансионат СТД РФ «Звенигород», где их ждали праздничные столы. Собравшихся развлекали ведущий вечера артист Валерий Яременко и группа «Папоротник». Естественно, что молодые участники Школы не смогли усидеть на месте и в скором времени взяли инициативу в свои руки — песни, танцы, смех и всеобщее веселье продолжались до поздней ночи.

В течении всего первого летнего месяца с молодыми актерами занимались педагоги ведущих театральных ВУЗов: заведующий кафедрой пластической выразительности актера Театрального института имени Б. Щукина Андрей Дрознин; педагог по актерскому мастерству, доцент кафедры мастерства актера Театрального института им.Б.Щукина Родион Овчинников; Герман Сидаков — педагог по актерскому мастерству, доцент кафедры режиссуры драмы Российской академии театрального искусства; педагог по сценической речи, заведующая кафедрой сценической речи Российской академии театрального искусства, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, кандидат искусствоведения Ирина Промптова; педагог по сценической речи, профессор Санкт-Петербургской академии театрального искусства, кандидат искусствоведения Евгения Кириллова; Андрей Рогожин — педагог по сценической речи, доцент кафедры сценической речи Российской академии театрального искусства; Игорь Качаев — педагог по сценическому движению, заместитель декана драматического факультета, доцент кафедры пластического воспитания и актерского мастерства Санкт-Петербургской академии театрального искусства; Екатерина Мигицко — педагог по джаз-танцу кафедры пластической выразительности актера Театрального института им. Б.Щукина и Государственного специализированного института искусств, режиссер-хореограф театрального проекта неслышащих актеров «НЕДОСЛОВ», ну и наконец, Андрей Назаренко — педагог по сценическому движению, сценическому бою, фехтованию кафедры пластической выразительности актера Театрального института им.Б.Щукина. К тому же, Андрей Игоревич поставил с учениками Школы сказочный боевик «Кот в сапогах» по мотивам сказки Ш. Перро. Зал, заполненный ребятишками в возрасте от 4-х лет и старше, завороженно следил за тем, как на сцене сказочный Кот в сапогах и его подружка, Кошка в сапожках, помогают влюбленному в Принцессу сыну мельника Стефану, одурачивают безмерно обаятельного «Злого» Волшебника и побеждают страшных лесных разбойников. И все это им удается благодаря уму, хитрости, пластичности и феерическому каскаду драк на шпагах, дубинах, зонтиках и прочих волшебных орудиях. Было очень трогательно, когда под аплодисменты зала букеты цветов артистам вручили самые маленькие и самые благодарные зрители!!! В спектакле принимали участие Обид Абдурахманов (Узбекистан), Камилла Абдурахманова (Узбекистан), Татьяна Аксенкина (Беларусь), Михаил Бегишев (Россия), Абдулвахоб Дустов (Таджикистан), Македонка Илиевска (Македония), Лига Корлаша (Латвия), Милош Кристовичь (Сербия), Юлия Крутко (Литва), Анна Ланкина (Россия), Карина Лучинина (Латвия), Ольга Макарова (Россия), Юлия Ойматова (Таджикистан), Оксана Санькова (Россия), Виолетта Сарвирова (Беларусь), Йордан Славейков (Болгария), Евгения Усачева (Россия).

Кстати говоря, на этот раз спектакли Второй Международной летней театральной Школы показывали не только в Звенигороде. На этот раз повезло жителям подмосковных городов Апрелевка и Руза. Также два спектакля — «Письма памяти» и «В джазе только девушки» — были показаны в самом центре Москвы, в Театральном центре «На Страстном».

Пластический спектакль на музыку Тома Вейтса «Бомжовый блюз» был поставлен режиссером Олегом Николаевым. Это очень острая, даже трагическая история о людях, которые по разным причинам оказались «на дне», без крова. Парень из Китая, мать, которую выгнал из дома сын, супружеская пара — художник с женой, которых обманом лишили жилья, девочка-подросток, сбежавшая из дома, старый опустившийся скрипач, который как бесценное сокровище бережет пустой футляр от своей скрипки, молодой солдат, вернувшийся с войны и оказавшийся никому не нужным, даже жене — люди с искалеченными судьбами, у каждого своя трагедия, но они пытаются выжить, сохранив человеческое достоинство в мире, где они — изгои, нелюди.

Спектакль был встречен зрителями очень горячо — слезами, овациями и криками «браво!» И это так! Браво, ребята!

Крики «браво» достались Юрию Антипину (Казахстан), Гиорги Апхазава (Грузия), Анастасии Баландиной (Туркменистан), Мирославу Балимезову (Болгария), Елене Белой (Украина), Юлии Головиной (Россия), Светлане Горбачевой (Россия), Марианне Дроздовой (Молдова), Терентию Еремееву (Россия), Инесе Ивулане-Межале (Латвия), Александре Метальниковой (Литва), Валентину Новопольскому (Литва), Алексею Смирнову (Россия), Тиграну Сукиасяну (Армения), Дэну Хлыбову (Грузия), Александру Цою (Узбекистан), Сергею Шивцу (Грузия), Елене Яковлевой (Россия).

Хореографическо-пластическая композиция Олега Николаева по песням военных лет «Письма памяти» уже стала традиционной: в прошлом году 22 июня спектакль сыграл первый призыв Школы. Несколько участников тех первых «Писем памяти» не только работали в новой редакции спектакля, но и активно помогали Олегу Николаеву на репетициях: разучивали с «новичками» партии. Руководство Школы приняло решение о том, что спектакль «Письма памяти» станет традиционным — своего рода визитной карточкой Школы. Очень важно, чтобы участники всех последующих Школ «прошли» через этот спектакль, не просто дающий серьезные навыки пластической подготовки, но приобщающий к высокому патриотическому чувству. Он будет традиционно играться в День скорби и памяти, 22 июня — день, начинающийся для участников Школы с возложения цветов и венков к Вечному огню...

Спектакль о Великой Отечественной войне играли актеры из 10 стран: Литвы, Украины, Болгарии, Узбекистана, Молдовы, Кыргызстана, Македонии, Польши, России, Грузии. Это история одного большого дома, где кипела жизнь и, как везде до войны, люди влюблялись, ссорились, дружили всем двором. Война забрала на фронт всех мужчин: мужей, братьев, друзей, отцов, сыновей. И единственная ниточка, соединяющая их с домом — письма любимым, написанные с фронта. Письма, которые поначалу заставляют женщин танцевать от радости, а затем — оплакивать погибших. Война закончилась, и некогда шумный, веселый дом наполовину опустел...

Мила Банчева (Болгария), Елена Белая (Украина), Явор Борисов (Болгария), Елена Водолазкина (Узбекистан), Ангел Генов (Болгария), Иван Григоров (Болгария), Искра Донова (Болгария), Марианна Дроздова (Молдова), Златко Митрески (Македония), Невена Калудова (Болгария), Валерия Кардашевска (Болгария), Елена Крылова (Кыргызстан), Александра Метальникова (Литва), Валентин Новопольский (Литва), Петр Кшемински (Польша), Алексей Смирнов (Россия), Дэн Хлыбов (Грузия), Александр Цой (Узбекистан) вызвали бурю эмоций у зрителей, пришедших на спектакль, заставили их вспомнить о той страшной войне, о тех нелегких для советского человека временах.

Перед началом спектакля все участники Школы вместе с жителями Звенигорода возложили цветы к Вечному огню возле Культурного центра, почтив память погибших на Второй мировой. Спектакль был принят зрителями, среди которых были и ветераны, очень тепло. Были долгие овации, слезы, букеты цветов от публики, традиционные поздравления и объятия за кулисами. А потом, когда все закончилось, участники спектакля снова пришли к Вечному огню. Помолчать, подумать, почтить память тех, чью судьбу они только что пережили... Завершился день у огромного костра на опушке леса, который зажгли в честь премьеры.

Еще один спектакль летней театральной школы «Попутчики» был поставлен режиссером Михаилом Фейгиным по рассказам Василия Шукшина «Печки-лавочки», «Операция Ефима Пьяных», «Бессовестный», «Кукушкины слезки» и «Сураз». Интернациональная команда (а в нее вошли актеры из 14 стран!) сыграла спектакль аж на трех языках: русском, финском и французском. Причем ни актеры, ни зрители не нуждались в переводе, ведь театральный язык, язык подлинных переживаний и чувств, поистине интернационален!

Артур Алексеев (Литва), Виталий Васильев (Эстония), Владимир Весский (Россия), Надежда Гашкова (Узбекистан), Ольга Довбня (Украина), Анна Доносэ (Румыния), Юлия Дюсебаева (Казахстан), Елена Ефименко (Украина), Олеся Жукова (Казахстан), Наталья Крячок (Украина), Полина Ларссон (Швеция), Иида Маариа Линдстед (Финляндия), Виктор Маркин (Россия), Наталья Машкевич (Бельгия), Юлия Миронова (Россия), Мирослав Михов (Болгария), Надежда Неупокоева (Франция), Алина Прищенко (Молдова), Арина Ревнивых (Молдова), Екатерина Романова (Россия), Ольга Сальникова (Россия), Денис Саратников (Казахстан), Оксана Соколова (Россия), Александр Суюшев (Россия), Владимир Терещенко (Россия), Анастасия Тёмкина (Казахстан), Екатерина Филимонова (Россия), Нелли Чуран (Россия), Виктор Шмидт-Расмуссен (Дания), Клара Шварценберг (Франция) помогли зрителю окунуться в удивительный мир шукшинских рассказов, в которых присутствуют яркие образы и тонкий юмор. И одно всегда остается неизменным — в центре любого рассказа Василия Макаровича — Человек с его многогранной, сложной и не всегда счастливой судьбой.

И наконец, мюзикл в постановке Дмитрия Белова о превратностях судьбы безработных музыкантов, пожилых миллионеров, самонадеянных любителей итальянской оперы и девушек, мечтающих о большой и чистой любви — «В джазе только девушки» — вызвал бурю эмоций у зрителей. Естественно, многие смотрели известный фильм с одноименным названием с обворожительной Мерилин Монро в главной роли, но именно в этой постановке обворожительным был Дильмурат Джамбакиев из Казахстана. Роль коварной обольстительницы миллионеров Дафны ему удалась как никому другому. Дильмурат заражал зрительный зал своей энергией так, что складывалось впечатление, будто зрители готовы были посмотреть этот мюзикл еще раз.

Остальные ребята — Игорь Аннаклычев (Турменистан), Елена Василевич (Украина), Эгилс Вилумовс (Латвия), Вячеслав Виноградов (Россия), Юрий Гогонин (Россия), Айна Джумаева (Туркменистан), Ивайло Захариев (Болгария), Тодор Кайков (Болгария), Александр Кравченко (Россия), Армандс Крастинш (Латвия), Вячеслав Макеев (Казахстан), Виолетта Мамыкина (Украина), Мулина Фиа София Маргаретха (Финляндия), Андрей Павлов (Туркменистан), Елена Панибратова (Германия), Наталья Романычева (Украина), Любомир Сапунджиев (Болгария), Андрей Ситник (Россия), Анна Старцева (Россия), Александр Сухов (Казахстан), Виктория Феоктистова (Украина), Артем Филин (Россия) — тоже очень старались. Они и танцевали, и пели, но чего-то им не хватило в этом спектакле. Возможно сказалась усталость, а может, и горечь близкого расставания. Все это кажется уже не таким важным. Ведь все равно, главной целью Летней школы были не спектакли как таковые, а сам процесс погружения в настоящее творчество! Многочасовые репетиции, мастер-классы, встречи с признанными театральными мастерами, бессонные ночи у костра, новые знакомства, возможное зарождение новых театральных проектов — вот то самое основное и главное, для чего и создаются такие Школы во всем мире. Отличие нашей было еще и в том, что результатом ее стали разножанровые спектакли. Это была всего лишь вторая попытка организовать Международную Летнюю театральную школу на базе Союза театральных деятелей России, и эта попытка удалась на славу. Руководство и организаторы постарались все учесть и предусмотреть.

Незаметно пролетел первый летний месяц. Для участников II Международной летней театральной школы эта была целая жизнь. Возможно, для кого-то это была единственная возможность поучаствовать в таком проекте, показать себя, познакомиться с такими же молодыми и несомненно талантливыми людьми. Хочется верить, что на этом для них не закончится совершенствование и оттачивание своего театрального таланта — будут и новые встречи, и новые проекты, и новые достижения — для каждого в своем театре, в своей стране... А может быть, родятся новые идеи, новые творческие союзы, и, кто знает, может не только творческие... В это очень хочется верить. А когда веришь, то стремишься, а когда стремишься — все всегда получается, рано или поздно. Получится и в следующий раз!


Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская