Соло Сергея Довлатова

Соло Сергея Довлатова
24 августа нынешнего года исполнилось четверть века со дня смерти замечательного, уникального русского писателя Сергея Довлатова. И хотя к этому моменту имя его было хорошо известно и на отвергнувшей его родине, и далеко за ее пределами, можно без преувеличения сказать, что сбылось в очередной раз пророчество.
В его «Записных книжках» есть слова: «Все интересуются, что будет после смерти? — После смерти начинается история...». Она и началась по-настоящему, история его жизни и творчества, в тот момент, когда постепенно приходит осознание: этого человека больше нет. И не будет.
Следовавшие одно за другим издания и переиздания произведений Сергея Довлатова, многочисленные статьи и воспоминания о нем, фотографии этого огромного (отнюдь не только по росту), очень красивого человека, обладавшего глубоко самобытным чувством юмора и поистине удивительным (особенно — в наше время!) чувством слова и стиля, заслуженно выдвинули Сергея Довлатова в тот ряд, в который он не был допущен при жизни. Он по праву стал одним из последних, если не самым последним классиком русской литературы ХХ столетия — образностью языка, щедрым талантом создать характер несколькими предложениями, уникальностью перевоплощения пережитого и перечувствованного им самим в художественный, эстетический факт, значимый для самого широкого читательского круга, будь то интеллектуалы или простые люди, молодые или пожилые.
Мне кажется, сегодня очень трудно найти человека, не читавшего Сергея Довлатова и не цитирующего его по поводу и безо всякого повода. И любые цитаты, что удивительно само по себе, оказываются не просто уместными, но наполненными тем, что принято называть вневременностью. Эти словечки, шутки, сленг, внезапность драматических намеков, которые воспринимаются глубоким осмыслением — все это не осталось в своем времени 70-х, 80-х годов, не стерлось, не устарело. Потому что из жизненного сора, окружавшего писателя изо дня в день, вырастала истинная поэзия великой русской литературы.
Вспомним ли мы «Заповедник», «Чемодан», «Иностранку», «Зону», любой из рассказов — они воспримутся сегодня не как повествование о нашем прошлом, а как настоящее, живое, лишь утратившее некоторые специфически советские атрибуты, но в сущности — оставшееся все тем же, тем же...
Потому что неизменны люди, о чем говорил не раз Антон Павлович Чехов, о чем размышлял почти постоянно Сергей Довлатов. Смех и печаль настолько неразъединимо перемешаны в его прозе, что и становятся ярчайшей особенностью стиля — ни у кого не заимствованного, собственного, опирающегося на глубокое знание русской культуры и ее самобытных особенностей, и на собственный жизненный опыт человека, всматривающегося в действительность не из окна проходящего мимо поезда, а из толпы, в которую замешался одинокий, не понятый, обделенный настоящим человек — одинокий, но ощущающий себя неотделимым от этой человеческой массы, какой бы чуждой она не была порой. Вот эта двойственность существования вкупе с неопределенностью собственной судьбы (и творческой, и человеческой) и создавала неповторимую довлатовскую стилистику и психологический настрой буквально каждого из его произведений.
Одна из книг рассказов называлась «Соло на ундервуде». Со временем пишущую машинку заменил компьютер, но мощное, не поддавшееся веяниям причудливо меняющихся времен соло Сергея Довлатова осталось для меня звучащим на старинном инструменте по имени ундервуд, потому что ни один компьютер в мире не может заглушить ту пленительную музыку, продолжающую звучать вчера, сегодня.
И завтра.

Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская