В Сербии на первом месте - зритель

В Сербии на первом месте - зритель

 

В марте в Белграде прошел XIV Международный театральный фестиваль «Славия», организатором которого является одноименный театр. Учитывая давний взаимный интерес Сербии и России, неудивительно, что наши театры участвуют в фестивале каждый год. За последние несколько лет в Белграде представили свои постановки Омский академический театр драмы, Новосибирский государственный театр «Старый дом», Ульяновский драматический театр им. И. А. Гончарова, Новгородский театр для детей и молодежи «Малый», Пермский театр «У моста», Каменск-Уральский театр драмы «Драма №3». В этом году Россию на фестивале, в котором принимали участие шесть театров, представляли сразу два коллектива: Петербургский ТЮЗ им. А.А. Брянцева и Новосибирский государственный академический театр «Красный факел».
Питерцы привезли в Белград спектакль «Иудушка из Головлева» — свою версию хрестоматийного романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Режиссер Георгий Васильев и исполнитель главной роли Валерий Дьяченко, можно сказать, заново сотворили Порфирия Головлёва, заменив привычные со школьных лет штампы подлеца и предателя на трагический образ человека мыслящего. Рядом с родственниками Иудушка выглядит единственным человеком, способным на ответственные поступки. Он не корыстен и не жаден, он просто старается поступать разумно: спасти имение, помочь Анниньке. Его вера в Бога не кажется фальшивой, наоборот, все банальные истины, что он произносит, звучат выстрадано, за ними чувствуется тяжелая внутренняя работа. Именно здесь начало всех его подлостей. Основа их — в неприятии поступков, которые не совпадают с привычным ему миропорядком. На его фоне другие герои выглядят своеобразной «кунсткамерой» пороков: несознательный и инфантильный брат, капризная и никудышная мать, ветреная и спивающаяся племянница. Все они, наряду со сценическим пространством, служат тем фоном, на котором «царит» Иудушка.
Сценография может показаться и избыточной (например, видеопроекции отдельных цитат из романа), и лаконичной. Но у Васильева нет лишних вещей, все они предельно метафоричны. Веревка — это и виселица, и маятник часов. Коврик (белый с одной стороны и черный — с другой) символизирует снег и чернозем, добро и зло, «вымощенную благими намерениями дорогу в ад», а лесенка-стремянка в глубине сцены выступает одновременно как подмостки провинциального театра и пространство снов.
 
Неожиданный светлый финал спектакля — герои хором поют «Летят перелетные птицы» на фоне бумажных фигурок птиц — буквально переполнен метафорами. Здесь и попытка сбежать, «улететь» из мрачного Головлева, и надежда на иное, светлое будущее, и отсылки к чеховской «Чайке», фрагменты из которой Васильев органично «вживляет» в спектакль по Салтыкову-Щедрину…
Еще один спектакль, также переосмысляющий русскую классику, но совершенно в другом ключе, представил на фестивале израильский театр «Mad Underground». Основой режиссерам Ольге Туберовской и Елене Тартаковской для спектакля «Peter@burg» послужили «Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя и «Записки из подполья» Ф. М. Достоевского. Противопоставленные друг другу герои (Peter — гоголевский персонаж, Burg — Достоевского) перенесены из XIX века в день сегодняшний, что не спасает их от общей судьбы — постепенно наступающего безумия. Два обычных клерка, катающиеся на офисных стульях, занятые компьютерными играми и безуспешно стремящиеся к любви. Женский образ, созданный Хадас Эяль (Hadas Eyal), несмотря на свое эпизодическое присутствие на сцене, несомненно, держит на себе весь спектакль. Выразительная, эмоциональная, пластичная — она, используя минимальные средства, легко перевоплощается из романтической девушки в проститутку, а из нее — в сотрудницу психиатрической клиники или прислугу.
Второй российский театр, Новосибирский «Красный факел», представил спектакль по пьесе хорватского драматурга Миро Гаврана «Все о женщинах». Пятнадцать женских образов для трех актрис (Антонина Кузнецова, Татьяна Классина, Виктория Левченко), к тому же пьеса, скорее подходящая для несерьезной антрепризы — все подводит к тому, что зрителя скорее всего ждет непритязательная комедия. И, тем не менее, спектакль поражает эмоциональной лиричностью и, безусловно, талантливой актерской игрой. Да, перед нами — калейдоскоп, череда историй с привычными конфликтами: старая ссора двух сестер из-за жениха, разногласия между матерью и дочерью, сложный выбор между карьерой и личной жизнью — все они показаны в стремительном темпе на фоне лаконичных декораций. Но благодаря яркой игре женского трио каждая сцена становится маленькой отдельной историей, в которой сложно определить виноватую или найти счастливую. Пожалуй, можно назвать эту постановку замечательным примером женской самоиронии, хотя некоторые, шовинисты, возможно, и будут утверждать, что такого явления не существует.
 
Впрочем, подобное злорадство можно было обратить на спектакль «Кусок» черногорского театра «Art 365». Похожие конфликтные ситуации в жизни современных решительных женщин (тоже три актрисы на сцене), но в результате — довольно скучная мелодрама с шаблонными персонажами и невразумительным финалом.
Еще одну «женскую» пьесу представила египетская театральная группа «Asala». От восточного театра зритель всегда ждет некой экзотики, но этот коллектив, наоборот, обратился к западной драматургии — монопьесу американского драматурга Юджина О’Нила «Перед завтраком» создатели спектакля деформировали в дуэт мужчины и женщины (впрочем, мужчина появляется лишь эпизодически и призван просто оживить действие с помощью нелепых и комических ситуаций). История уставшей и озлобленной на мужа жительницы Нью-Йорка, окрашенная мусульманскими песнопениями, приобрела по-настоящему общечеловеческое звучание, продемонстрировав, что и покорная восточная женщина может довести супруга до самоубийства.
Особенно важным для организаторов фестиваля стал спектакль театра «Славия» по пьесе Бронислава Нушича «Опасная игра». Первая постановка пьесы с момента ее написания (а пьесе уже 85 лет) классика сербской литературы всегда большая ответственность для театра: отсутствие возможности сравнить, подражать или «оттолкнуться» от предыдущих достижений, необходимость создавать «с чистого листа». Тем не менее, в результате получился искрометный спектакль, настоящий подарок для преданных театру зрителей, о чем свидетельствует и Гран-при фестиваля, отданный ему решением жюри.
Белградская публика заслуживает отдельного внимания. Здесь, в городе с сохранившимися еще последствиями недавней войны, как нигде можно прочувствовать, что люди приходят в театр не ради праздного любопытства, но, в определенном смысле, — для отдохновения души. О чем всегда помнит руководство театра.
«Главным для нас является зритель. Актер — на втором месте», — так говорит директор фестиваля Батрич Жаркович. Отбирая спектакли для фестиваля, организаторы прежде всего обращают внимание на актерскую игру. Учитывая этот факт, разноплановость спектаклей в этом году уже не выглядит чрезмерной именно в силу того, что все представленные постановки объединяет оригинальная актерская интерпретация.
А зритель также отдает театру должное — стоит отметить, что фестиваль проводится полностью на средства театра (то есть, фактически, на средства с продажи билетов), без государственной или спонсорской поддержки. На этом фоне особенно приятно видеть интерес сербских театралов к русским спектаклям — оба показа российских коллективов прошли при переполненном зрительном зале.
 

Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская