"Русское слово. Русская душа"

"Русское слово. Русская душа"
Так называется этот фестиваль. В этом году он проводился 10-й раз. Любой фестиваль не рождается без энтузиазма одного человека. Он «заражает» своей идеей других, все вместе претворяют ее в жизнь.
Вот и здесь, в Париже, этот фестиваль русскоязычных театров зарубежья возник по инициативе одной женщины — Людмилы Дробич. Человек на вид спокойный, мягкий, уравновешенный, на самом деле обладающий большой, может быть, не видимой на первый взгляд, мощной энергетикой и недюжинными организаторскими способностями.
Когда-то, еще в советские времена, проживая в азербайджанском городе Кировобаде, она создала театральную студию «Апрель», которой руководила, затем в Ростове, куда переехала, новый театр тоже назвала «Апрель». Но оказавшись с семьей в Париже, режиссер по образованию, не смогла забыть своих воспитанников (с ними Людмила и сегодня поддерживает связь). Предать забвению свою профессию, отказаться от работы с детьми не смогла, вот и решила попробовать собрать группу русскоязычных детей и заняться с ними театром. Родители привели детей, начались занятия, затем состоялся выпуск первого спектакля... Эту группу Людмила назвала «Апрелик», как преемника тех, кого оставила там, на родине...
Прошло время, и теперь это Театральный центр «Апрелик». Он объединяет четырнадцать групп и пользуется большой популярностью. Родители охотно приводят сюда своих детей. Занятия искусством безусловно способствуют сохранению русского языка у ребят, знакомят с русской литературой, классикой, поэзией, изобразительным искусством.
За эти годы выпущено немало спектаклей, «Апрелик» показал их во многих городах Франции и в других странах, претворена в жизнь идея проведения фестиваля русских театров зарубежья.
Об этом фестивале я много слышала, лет пять назад проездом была в Париже, познакомилась с Людмилой, рекомендовала несколько российских детских театров для участия в фестивале и вот в этом году впервые побывала на нем.
Я давно не видела такого количества маленьких детей. Русская речь изредка перемежалась французской. Русской значительно больше. Казалось иногда, что ты не в Париже, а где-то в одном из городов России. Родители приводят своих детей в зрительный зал французской гимназии, расположенной в предместье, предоставившей фестивалю свою сценическую площадку. Детей ведут за руку, везут в колясках, привозят на автомобилях, чтобы они приняли участие в выступлениях различных групп Театрального центра «Апрелик» и, конечно, увидели спектакли Международного фестиваля русских театров «Русское слово. Русская душа». Зрительный зал все дни полон. Интерес к тому, что проходило здесь в эти дни, был необычайно велик.
В Париж на фестиваль в этом году приехали детские театры из России (Москва и С.-Петербург), Германии (Кёльн), Мальты. Театр «Арлекин» из болгарского города Варна привез спектакль на русском языке, в котором играют болгарские дети. Режиссер спектакля Cтояна Гунчева училась в России, изучала русский язык, сохранила к нему любовь и сумела привить ее и своим воспитанникам. Спектакль-притча «Бывает ли трехсотлетний орел?» покорил органичным существованием актеров, точностью режиссуры и интересными костюмами.
В афише фестиваля были представлены спектакли, поставленные на основе классики – коллектив учебного театра-студии гимназии им.Ломоносова из Москвы привез «Ромео и Джульетту» по В.Шекспиру, Театр «МИРТ», тоже из Москвы, играл рассказы А.П.Чехова под общим названием «Чехонтиада», еще один московский театр тоже из Ломоносовской гимназии играл прекрасный спектакль «Смоляночки», в котором художественный вкус режиссера, успешная театрально-педагогическая работа с подростками, которым, как чувствовалось, было очень интересно работать над материалом из жизни России позапрошлого века, сделал эту работу одной из самых интересных на фестивале. Завершался показ спектаклем «Приключение МикроBUSA» театра «На НиТоЧках» из Санкт-Петербурга.
Программа фестиваля состояла не только из показов и обсуждений спектаклей, здесь проходили мастер-классы, музыкальный конкурс, конкурс рисунка, состоялся «Открытый диалог» — с родителями двуязычных детей встретилась доктор педагогических наук, профессор Е.Хамраева.
В Париж приехали и наблюдатели из Испании, Италии, Мальты, США, они в своих странах занимаются творчеством с русскоязычными детьми и им было очень важно все — и спектакли, и процесс обсуждения, и возможность увидеть что-то новое, завязать творческие контакты со своими коллегами из других стран.
Директор Российского Центра науки и культуры в Париже Игорь Александрович Шпынов предоставил помещение для круглого стола, который состоялся на следующий день после закрытия. Кстати, закрытие проходило в зрительном зале Посольства Российской Федерации в Париже. И снова зал был полон. Всех участников фестиваля поздравил Советник Посла Игорь Вадимович Соловьёв. После вручения Дипломов и подарков все участники были приглашены на праздничный фуршет, который был организован в одном из просторных залов Посольства.
По Положению на этом фестивале вручаются два Гран-при — театру из России и театру зарубежья. Один Гран-при уехал в С.-Петербург, его получил театр «Синтез» за спектакль «Перекаты воображения» (режиссер Андрей Лунин), другой Гран-при улетел в Болгарию, его получил Театр «Арлекин».
Для членов жюри, в котором работали представители из Италии, Мальты, США и автор этой статьи, задача была не из легких. Дело в том, что театральные коллективы существуют не в равных условиях, некоторые руководители театров не имеют режиссерского образования по сравнению с российскими режиссерами. Но оценивать работы нужно было по справедливости, объективно учитывать конечный результат. Мне кажется, это жюри удалось.
О проблемах, существующих у детских и подростковых русскоязычных театров зарубежья, о тенденциях их развития шла речь на встрече за круглым столом. В ней приняли участие представители стран, приехавшие на фестиваль.
Всех собравшихся приветствовал директор Российского Центра науки и культуры в Париже Игорь Александрович Шпынов.
Разговор начала Людмила Дробич, директор фестиваля. Она коротко рассказала об истории создания «Апрелика», о принципах работы студий и, конечно, о фестивале. Назвала Людмила и проблемы, которые она пытается решить. Это касается и помещения для занятий, и возможности приглашения на постановку режиссеров из других стран. Так как «Апрелик» — довольно сложный и большой организм, работа по подготовке очередного фестиваля требует немало времени, а организационные вопросы необходимо решать, поэтому его (времени) на постановку спектаклей у нее не стало хватать. Последние несколько лет она начала приглашать режиссеров из России. Вот и в этом году за месяц до начала фестиваля в Париж по приглашению Л.Дробич приехала Флора Бабаджанян, режиссер молодежного театра из Омска, и успела подготовить с ребятами два спектакля. Один из них, «Звездный дождь» по новеллам Л.Енгибарова, со старшей подростковой группой, второй — «Трусохвостик» по С.Михалкову объединил среднюю возрастную группу детей. Спектакль получился замечательным по всем параметрам: по режиссерской задумке, работе юных артистов, костюмам, удачной, очень простой, но такой уместной сценографии из обыкновенных стульев. Одетые в чехлы, они становились то самолетом в разных ракурсах, то аэропортом, то кабиной пилота. А поучительная история о Зайце-трусишке, сумевшем преодолеть свой страх, была интересна и детям, и взрослым. Уже после фестиваля «Апрелик» побывал с этим спектаклем на международных фестивалях во Франция и в Польше, завоевав заслуженные награды.
Но вернемся к встрече за круглым столом.
Гостья из Испании Елена Рудь рассказала о совместном проекте «Теремок» по созданию анимационного фильма, сделанного детьми Школы русского языка из Барселоны (Испания) и студийцами «Апрелика». Дети сами озвучивали фильм на русском языке. Он был показан в последний день фестиваля и очень тепло встречен зрителями.
Наблюдатель из Италии Мария Кузьмина поделилась опытом своей работы. Они начинали с проведения праздника Новогодних елок. Сейчас сфера их деятельности расширилась. Работают языковые курсы, организован семейный театр, проводятся театральные лагеря для детей.
Анастасия Воронцова из США рассказала о Международном фестивале русских театров в Вашингтоне, куда последние годы приезжает все большее количество детских русскоязычных театров из США, Канады и других стран.
Режиссер театра из Мальты Любава Мельчина поделилась своим опытом работы с детьми: как проводит с ними игры на основе одной пьесы, каким образом происходит знакомство ребят с произведением, которое потом ложится в основу будущего спектакля. В Париж Любава привезла спектакль по сказке «Снежная королева». Известная сказка о Белоснежке поставлена в немецком городе Кёльне, этот спектакль тоже увидели зрители в Париже.
Все выступающие в качестве основной проблемы называли необходимость профессиональной учебы руководителей театров и более углубленной театрально-педагогической работы с детьми, координации деятельности по осуществлению совместных проектов, где бы учились и взрослые, и дети.
Автор этой статьи рассказала об основных направлениях деятельности Кабинета любительских театров СТД РФ в области любительских театров, в том числе детских. Проводимые Кабинетом всероссийские летние школы для детей и подростков «Театральные каникулы» могли бы быть открыты и для русскоязычных детей и подростков зарубежья, в равной степени, как и практические лаборатории для режиссеров любительских театров. Эти предложения с большим энтузиазмом были встречены собравшимися. Очень хочется надеяться, что это можно будет осуществить.
 

Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская
24 октября 2012

Дорогие друзья!

Приносим свои извинения в связи с задержкой публикаций на сайте в связи с техническим сбоем.

Мы делаем всё возможное!

15 марта 2010

15 марта пришла весть горькая и страшная — не стало Татьяны Владимировны Загорской, изумительного художника-дизайнера, отличавшегося безукоризненным вкусом, любовью к своему делу, высоким профессионализмом.

На протяжении долгих лет Татьяна Владимировна делала журнал «Страстной бульвар, 10» и делала его с таким пониманием, с таким тонким знанием специфики этого издания, с такой щедрой изобретательностью, что номер от номера становился все более строгим, изящным, привлекательным.

В сентябре 2009 года Татьяна Владимировна перенесла тяжелую операцию и вынуждена была отказаться от работы над «Страстным бульваром», но у нее оставалось еще ее любимое детище — журнал «Иные берега», который она придумала от первой до последней страницы и наполнила его своей высокой культурой, своим щедрым и светлым даром. Каждый читатель журнала отмечал его неповторимое художественное содержание, его стиль и изысканность.

Без Татьяны Владимировны очень трудно представить себе нашу работу, она навсегда останется не только в наших сердцах, но и на страницах журнала, который Татьяна Загорская делала до последнего дня с любовью и надеждой на то, что впереди у нас общее и большое будущее...

Вечная ей память и наша любовь!

25 декабря 2009

Дорогие друзья!
С наступающим Новым Годом и Рождеством!
Позвольте пожелать вам, мои дорогие коллеги, здоровья и благополучия! Радости, которое всегда приносит вдохновенное творчество!
Мы сильны, потому что мы вместе, потому что наше театральное товарищество основано на вере друг в друга. Давайте никогда не терять этой веры, веры в себя и в свое будущее.
Для всех нас наступающий 2010 год — это год особенный, это год А. П. Чехова. И, как говорила чеховская героиня, мы будем жить, будем много трудиться, и мы будем счастливы в своем служении Театру, нашему прекрасному Союзу.
Будьте счастливы, мои родные, с Новым Годом!
Искренне Ваш, Александр Калягин

***
Праздничный бонус:
Новый год в картинке
Главные проекты-2010 в картинке
Сборник Юбилеи-2010 в формате PDF

27 октября 2008

Дорогие друзья, теперь на нашем сайте опубликованы все номера журнала!
К сожалению, архивные выпуски доступны только в формате PDF. Но мы
надеемся, что этот факт не умалит в ваших глазах ценности самих
текстов. Ссылку на PDF-файл вы найдете в Слове редактора, предваряющем
каждый номер. Приятного и полезного вам чтения!