Архитектор и немного художник. Встречи с Георгием Серовым

Архитектор и немного художник. Встречи с Георгием Серовым

 

В те дни, когда в Государственной Третьяковской галерее проходила выставка к 150-летию со дня рождения Валентина Серова, в Москву из Бейрута приехал его внук Георгий. Договорившись с организаторами, он специально пришел туда в выходной, чтобы один на один побыть с произведениями своего великого деда. Эта встреча для Георгия Александровича Серова была глубоко личной, потому что с полотен на него смотрели родные лица. Изображенная на портрете Ольга Трубникова — его бабушка, «Девушка, освещенная солнцем» (портрет М.Я. Симонович) — ее сестра по приемной семье. На холсте «Дети» два темноволосых мальчугана стоят на террасе и смотрят на Финский залив. Это сыновья Валентина Александровича Серова Саша и Юра, запечатленные им в 1899 году. Спустя тридцать один год, когда на свете уже давно не будет художника, да и Россия станет совсем другим государством, у старшего Александра (1892-1959) родится сын Георгий. Правда, случится это далеко от российских берегов, в Ливане.

В Москве Георгия Александровича, куда он приехал вместе с женой Флоранс, ждала еще одна встреча — на творческом вечере в Доме Русского Зарубежья. К тому времени уже состоялось знакомство заместителя директора по вопросам культурно-исторического наследия Игоря Владимировича Домнина с семьей Серовых, он побывал в их гостеприимном доме в центре Бейрута. В том самом, который в конце 1940-х Александр Валентинович Серов снял для своей большой семьи. Здесь увидел Домнин акварели Георгия Александровича — ливанские и морские пейзажи, сюжеты, навеянные старыми фотографиями и, что самое интересное, копии с работ Валентина Серова. Самую первую Георгий Александрович сделал в пятнадцать лет. С того самого полотна «Дети», где изображены его отец и дядя Георгий, который учился вместе с Юрием Завадским и Михаилом Чеховым, который играл в Первой студии МХТ, а в эмиграции стал известным киноактером и кинорежиссером.

О своем творчестве Георгий Александрович отзывается достаточно скромно и говорит, что он лишь «немного художник». Профессиональный архитектор, в Ливане Серов хорошо известен как автор многих осуществленных градостроительных и архитектурных проектов. Кроме того, ему доводилось работать во Франции, Гане, Нигерии, Алжире и Кувейте. Приверженец модернизма, именно он первым в Ливане при проектировании зданий акцентировал внимание на эстетических свойствах грубого бетона. И в итоге такой тип фасадов стал популярен и определил облик Бейрута 1960 — 1970-х.

И все же, откуда это увлечение акварелью? Георгий Александрович говорит, что на него повлияла красота родных средиземноморских пейзажей, и эти великолепные картины хотелось запечатлеть. Копируя работы своего деда, пытался почувствовать его как художника, ощутить атмосферу, в которой тот жил. В семье Георгия Александровича не было подлинных работ Валентина Серова, только репродукции, которые даже при высоком качестве печати вряд ли передавали то особое свечение, что присуще серовским полотнам. Оригиналы увидел немногим больше десяти лет назад, когда вместе с женой и сыновьями впервые побывал в Санкт-Петербурге, и эта встреча стала особой. К слову, в 2003 году Георгий Серов и его супруга Флоранс Купель были награждены медалями «В память 300-летия Санкт-Петербурга».

Что касается собственных произведений, их у Георгия Александровича накопилось немало, четырежды они с успехом представлялись в Ливане и, возможно, в скором времени состоится его первая выставка в России. Во всяком случае, уже есть предварительная договоренность с руководством Дома Русского Зарубежья. А пока, во время творческой встречи в Москве, очень теплой и почти домашней, была возможность всмотреться в старые фотографии из семейного альбома Серовых, послушать рассказ Георгия Александровича о родителях, о жизни в Ливане. Он прекрасно говорит по-русски, потому что в его семье всегда бережно хранили родную речь.

В большой и дружной семье Валентина Серова росло шестеро детей, но их судьбы после 1917 года сложились по-разному. Старшая Ольга (1890-1946) всю жизнь прожила в Москве, была художницей, незадолго до смерти написала книгу «Воспоминания о моем отце Валентине Александровиче Серове». Георгий (Юрий) (1894-1929) достиг немалых высот в творчестве, но прожил всего 35 лет и был похоронен недалеко от Парижа. Михаил (1896-1938) не покидал Россию и скончался в Москве. Антон (1900-1942) жил в Ленинграде, во время блокады погиб вместе с женой. Наталья (1908-1950) эмигрировала в Париж, была профессиональным фотографом, очень популярным, но после 1932 года вернулась на родину и, когда пришло время, обрела покой на Новодевичьем кладбище.

Пожалуй, самым удачливым из них, прожившим достаточно долгую, хотя и не лишенную испытаний жизнь, оказался Александр. В 1909 году он успешно окончил Московское мужское среднее коммерческое училище Цесаревича Алексея, чем порадовал родителей. Вот фрагмент письма Валентина Александровича Серова жене (март 1909 года, Петербург): «...скажи Саше, что я поздравляю его и считаю его молодцом. Занимался он хорошо, как и надлежит мужчине — и толково. Чередование пятерок с четверками вещь самая благородная, когда все 5 — скучно, 3 — режет глаз. Пусть Саша надумает, что ему преподнести: часы ли, подзорную трубу...». Затем Александр поступил на кораблестроительное отделение Санкт-Петербургского политехнического института императора Петра Великого, но учебе помешала Первая мировая война — он ушел добровольцем на фронт. По словам Георгия Александровича, отец не мог отсиживаться в тылу, зная, что его соотечественники воюют.

В начале 1915 года Александр попал в ряды добровольцев в воздушный флот из числа студентов высших учебных заведений и стал солдатом царской армии. Окончил Петербургские офицерские теоретические авиационные курсы при Политехническом институте в Лесном, получив чин младшего унтер-офицера, был направлен в Петроградскую офицерскую школу морской авиации для обучения полетам на летающих лодках, вошел в Переменный состав Бакинского отделения офицерской школы морской авиации. После сдачи экзамена «испытание в полетах», карьера Александра Серова складывалась удачно: стал инструктором по полетам, был произведен в подпоручики по адмиралтейству, но после 1917 года судьба круто изменилась. В 1920-м он сел на английский корабль, направлявшийся в Грецию, и покинул Россию.

На родине оставались жена Елизавета Федоровна и дочь Ольга, и соединилась семья только спустя четыре года. К тому времени Александр обосновался в Ливане и в поисках заработка брался за любую работу — механик, водитель дорожного катка. Но его образование и прекрасные личные качества вскоре были замечены, Серова перевели работать в земельный кадастр, где он вскоре стал главным инженером. Сохранилось важное свидетельство журналиста Константина Максимова: «Трудно перечислить должности и работы, которые довелось занимать и выполнять русскому эмигранту. То, что сегодня маленький Ливан меньше, чем все его соседи, нуждается в воде, — во многом заслуга Александра Серова. Он лично составил — либо под его началом были составлены — карты, планшеты и схемы «водных мест» Ливана. Именно под его руководством была произведена топографическая съемка бассейнов рек, в том числе и Литани — самой важной водной артерии Ливана. Под его контролем и при его участии была построена первая, действующая сегодня, горная электростанция в Набаа Сафа».

Благодаря довольно высокому положению отца и его трудолюбию, жизнь Серовых в эмиграции оказалась достаточно комфортной, и в 1932 году они приняли ливанское гражданство. К этому времени в их семье было уже пятеро детей, и самый младший из них — Георгий, родившийся в 1930-м. Он окончил французскую Школу христианских братьев в Бейруте, учился в русской четверговой школе, а в 1955 году получил диплом архитектора в Ливанской академии изящных искусств и уже через два года сам стал преподавать в архитектурных мастерских родного университета и в Американском университете Бейрута. Помимо воплощенных архитектурных проектов, Георгий Александрович Серов, являясь действительным членом Союза инженеров и архитекторов Ливана, внес серьезный вклад в создание теоретической базы, опубликовав статьи и книги по проблемам урбанистики и окружающей среды.

Когда спрашивают, кем он себя ощущает, учитывая русские корни, он шутит: «Преподаю на английском, работаю на французском, а хлеб покупаю на арабском». Но в этом лишь доля юмора, потому что Георгий Серов прекрасный пример человека, который не ограничен государственными границами, способен проявить себя в разных сферах творчества, а самое главное, реально изменяет пространство, в котором живет. Легкий и позитивный, в свои 80 с небольшим лет он выглядит просто отлично, как и его элегантная жена Флоранс. Недавно они отметили золотую свадьбу, их сыновья Сергей и Олег живут и работают в Париже. Старший продолжил дело отца, тоже став архитектором. В этой семье по-прежнему звучит русский язык, хоть и не так свободно, как это было в детские годы Георгия Александровича. И все так же особой строкой стоит имя выдающего предка — Валентина Серова.

История знает немало примеров, когда потомки великих людей предпочитают жить в отблесках их славы, никак себя не проявляя самостоятельными и яркими личностями. Сын и внук Валентина Серова разрушают этот стереотип. В Париже подрастает праправнук русского художника — Валентин. Кем он станет, покажет время, но Георгий Александрович в одном из интервью заметил, что это совсем неважно. Знаменитым ли футболистом, простым сторожем на парковке или доктором — главное, чтобы это был его самостоятельный выбор.

 

В статье использованы материалы сайта «Наш Баку»,

а также личного архива Г.А. Серова


Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская
24 октября 2012

Дорогие друзья!

Приносим свои извинения в связи с задержкой публикаций на сайте в связи с техническим сбоем.

Мы делаем всё возможное!

15 марта 2010

15 марта пришла весть горькая и страшная — не стало Татьяны Владимировны Загорской, изумительного художника-дизайнера, отличавшегося безукоризненным вкусом, любовью к своему делу, высоким профессионализмом.

На протяжении долгих лет Татьяна Владимировна делала журнал «Страстной бульвар, 10» и делала его с таким пониманием, с таким тонким знанием специфики этого издания, с такой щедрой изобретательностью, что номер от номера становился все более строгим, изящным, привлекательным.

В сентябре 2009 года Татьяна Владимировна перенесла тяжелую операцию и вынуждена была отказаться от работы над «Страстным бульваром», но у нее оставалось еще ее любимое детище — журнал «Иные берега», который она придумала от первой до последней страницы и наполнила его своей высокой культурой, своим щедрым и светлым даром. Каждый читатель журнала отмечал его неповторимое художественное содержание, его стиль и изысканность.

Без Татьяны Владимировны очень трудно представить себе нашу работу, она навсегда останется не только в наших сердцах, но и на страницах журнала, который Татьяна Загорская делала до последнего дня с любовью и надеждой на то, что впереди у нас общее и большое будущее...

Вечная ей память и наша любовь!

25 декабря 2009

Дорогие друзья!
С наступающим Новым Годом и Рождеством!
Позвольте пожелать вам, мои дорогие коллеги, здоровья и благополучия! Радости, которое всегда приносит вдохновенное творчество!
Мы сильны, потому что мы вместе, потому что наше театральное товарищество основано на вере друг в друга. Давайте никогда не терять этой веры, веры в себя и в свое будущее.
Для всех нас наступающий 2010 год — это год особенный, это год А. П. Чехова. И, как говорила чеховская героиня, мы будем жить, будем много трудиться, и мы будем счастливы в своем служении Театру, нашему прекрасному Союзу.
Будьте счастливы, мои родные, с Новым Годом!
Искренне Ваш, Александр Калягин

***
Праздничный бонус:
Новый год в картинке
Главные проекты-2010 в картинке
Сборник Юбилеи-2010 в формате PDF

27 октября 2008

Дорогие друзья, теперь на нашем сайте опубликованы все номера журнала!
К сожалению, архивные выпуски доступны только в формате PDF. Но мы
надеемся, что этот факт не умалит в ваших глазах ценности самих
текстов. Ссылку на PDF-файл вы найдете в Слове редактора, предваряющем
каждый номер. Приятного и полезного вам чтения!