Молодой взгляд на классику

Молодой взгляд на классику

 

В марте в Могилеве (Республика Беларусь) прошел традиционный театральный форум «М@рт-контакт». Несмотря на солидный возраст (этот — уже одиннадцатый), принципы фестиваля не меняются. Во-первых, это подарок могилевскому зрителю к Международному дню театра, а во-вторых, это форум для молодежи, дающий возможность представить и увидеть то новое, что происходит сегодня в театральном пространстве.

Тем удивительнее было видеть в этом году, что половина программы фестиваля отдана русской классике, начиная от Николая Васильевича Гоголя и заканчивая Михаилом Булгаковым. Причем, спектакли по «произведениям школьной программы» продемонстрировали публике не только российские театры, но и коллективы из Белоруссии, Болгарии, Польши и Армении.

Санкт-Петербург на форуме представляли три коллектива: Санкт-Петербургский государственный академический театр комедии им. Н.П. Акимова, Театр «Мастерская» Григория Козлова и «Театро Ди Капуа».

«Грезы любви, или Женитьба Бальзаминова» по пьесе Александра Островского «За чем пойдешь, то и найдешь» Театра «Мастерская» — это дипломный спектакль студентов Григория Козлова (премьера — 2010 год), с которыми режиссер впоследствии и создал свой театр. Лирическая история, где явь и мечта тонко переплетаются, перетекают из одной в другую, создана режиссером и актерами в традициях русского психологического театра, что позволило им, только лишь сместив некоторые акценты, по-новому взглянуть на хрестоматийное произведение. В итоге мы наблюдаем историю о безграничной — если не сказать больше, слепой — материнской любви, которую другие герои (не Бальзаминовы) должны «оттенить», подчеркнуть своей нарочитой карикатурностью, чтобы в финале зритель почувствовал, что только в Бальзаминовых и есть что-то настоящее, искреннее, при всей иллюзорности и надуманности мишенькиных устремлений. Целостности спектакля мешает некоторая затянутость, вполне обоснованная в некоторых сценах, но абсолютно неуместная в других, когда каждый из актеров «тянет одеяло на себя» (причем, иногда в буквальном смысле слова), в результате чего получается мозаичный набор отдельных фрагментов, где даже белый занавес играет чрезмерно большую роль.

Еще один дипломный спектакль с долгой историей (премьера состоялась в 2007 году) представил Санкт-Петербургский государственный академический театр комедии им.  Н.П. Акимова: «Игроки» по пьесе Николая Гоголя (режиссер — художественный руководитель и главный режиссер театра Татьяна Казакова). Плутовство, обман, авантюра — все проявления Игры — вот, что главное в этом спектакле. До мелочей продуманная афера героев Гоголя становится основой и вдохновением для четко выстроенной игры актеров. Перед зрителями слаженный актерский ансамбль на фоне картины с банальной белой березкой, придающей этому своего рода «провинциальному анекдоту» метафорический масштаб всей страны.

Говоря об актерском ансамбле, нельзя не сказать о спектакле «Жизнь за царя» петербургского «Театро Ди Капуа». Пять актеров (Илона Маркарова — она же автор идеи спектакля, Александр Кошкидько, Игорь Устинович, Павел Михайлов, Андрей Жуков) создают целую галерею образов народовольцев и революционеров — спектакль построен на письмах, воззваниях, судебных выступлениях, мемуарах Веры Фигнер, Софьи Перовской, Андрея Желябова, Макара Тетерки, Николая Кибальчича, Веры Засулич, Степана Халтурина и многих других.

Обладатель Национальной театральной премии «Золотая Маска» (2015), покочевавший по петербургским квартирам спектакль (а создан он так, что может быть «воспроизведен» практически на любой площадке), в Могилеве, в определенном смысле, вернулся к истокам — все участники покушения на Александра II были родом из Могилевской губернии. Фестивальный показ прошел не в театре, а в Музее этнографии, что только добавило ему атмосферности. Зрители были вынуждены петлять по коридорам и лестницам, будто бы тайком пробираясь на конспиративную квартиру, по провинциальным улицам XIX века, воссозданным в музейной экспозиции.

И вот, наконец, «явочная квартира» — небольшой стол, венские стулья, красный абажур, самовар и новогодняя елка. Собравшиеся то ли говорить о судьбах Родины, то ли отмечать Новый год, герои страстно произносят свои монологи то на мотив песни Высоцкого, то как грузинское многоголосье, то как непристойную частушку, то как «добрую» сказку о политическом убийстве от Деда Мороза и Снегурочки, то на манер Иосифа Бродского, а то под аккомпанемент трех мексиканских гитаристов. Такая какофония не дает зрителю передохнуть, он практически не успевает «переключиться» с одной аллюзии на другую, но в итоге видит перед собой убежденных и несчастных, замученных и запутавшихся, уставших, но с горящими глазами, живых людей.

Парадоксальное сочетание документального и психологического театра в данном случае дает необычайно сильный эффект вовлечения «здесь и сейчас», рождающий калейдоскоп эмоций от неприятия и страха до понимания, сочувствия и прощения.

Еще одной постановкой в рамках фестиваля, размышляющей о том, что движет человеком, совершающим преступление, стала «Васса» московского «Ведогонь-театра» (по мотивам первого варианта пьесы Максима Горького «Васса Железнова»). «Спектакль о глупости и абсолютной готовности к преступлению каждого» (слова режиссера Анатолия Ледуховского) сделан по-кинематографически отстраненно, выверенно, словно поделен на отдельные даже не сцены — кадры, в которых продумана каждая мелочь. Это холодный взгляд со стороны на героев, которые не вызывают ни малейшего сочувствия, только неприязнь и отвращение.

Второй фестивальный спектакль по произведениям Горького вызвал самые горячие споры на обсуждениях. Могилевский областной театр кукол представил свою версию хрестоматийной пьесы «На дне». Избавившись от многих сцен и полностью — от четвертого акта, режиссер Игорь Казаков отказался от драмы социальной, превратив ее в «экзистенциальную драму в двух актах отчаянья», в которой выброшенное не менее важно, нежели прозвучавшее со сцены, благодаря чему итог получается неутешительным: нет больше гордого человека, поэтому и говорить о нем незачем. «Дно» — это не только социальная характеристика, не только нищета, это приговор героям, обществу, времени, да пожалуй, и всему человечеству. И страшный финал со стерильно-чистыми санитарами, смывающими ядовитым раствором со сцены всех кукол, совсем неоднозначен: то ли освобождение от «скверны», то ли уничтожение всего живого.

Это, если говорить, о чем спектакль. Но в данном случае особенно важно — как он сделан. Мимирующие куклы художника Татьяны Нерсисян призваны с первых минут вызвать отвращение. Они уродливы, отвратительны, у них кривые фигуры, лица оскалены... Но за всем этим прячутся живые актеры, поэтому зритель вынужден наблюдать одновременно и за куклой, и за человеком, в какой-то момент переставая понимать, кто же из них важнее. Все герои (за исключением Луки и умирающей Анны, в чем тоже можно найти особый смысл) представлены в двух ипостасях, что дает слабую надежду на освобождение, которое происходит всего лишь дважды и буквально на пару мгновений: Актер, читающий любимое стихотворение, и Пепел с Наташей, объясняющиеся в любви, сбрасывают кукольные личины, что, впрочем, все равно приводит к трагедии.

Тесное, давящее сценическое пространство, вынуждающее и кукол, и актеров постоянно находиться в согнутом состоянии (пластика одновременно отталкивающая и завораживающая), отказывает героям в каких-либо возвышенных устремлениях. Здесь не место страстным монологам, идейным спорам, возвышенным движениям души, даже в самоубийстве отказано Актеру — здесь можно только влачить существование, выхода из которого, увы, не видно.

Неоднозначный образ санитаров из могилевского «На дне» в рамках фестиваля получил неожиданное продолжение в другой постановке — детском спектакле «Три раза король» немецкого театра «Зеленый соус» (Франкфурт-на-Майне) белорусского режиссера Катерины Аверковой. Сказочная история о трех забавных и таких домашних королях, любящих здоровый сон, катание на лыжах, рыбалку и другие простые радости жизни, одномоментно становится страшным предостережением: короли-самодуры начинают забрасывать друг друга разноцветными поролоновыми человечками. Их позднее вынужден убирать со сцены безликий человек с лопатой, на которой изображен символ Красного Креста.

Еще одна отличительная особенность спектакля — его «документальность». Для истории о королях режиссер и актеры предлагали взрослым и детям продолжить мысль «Если бы я был королем, я бы...». В итоге оказалось, что все опрошенные, независимо от возраста, мечтают только о каких-то материальных благах, начиная от конфет и заканчивая ванной с шампанским. О том, к чему может привести подобный эгоизм, об ужасах сегодняшнего мира режиссер Катерина Аверкова и немецкие актеры рассказывают без слов, используя только пластическую импровизацию, простые сценические приемы, яркие и понятные образы, но от того еще более действенные и предостерегающие.

Если говорить о постановках, основанных на импровизации, то следует отметить еще несколько спектаклей. Например, «Шинель» болгарского театра «Кредо» (София). Спектакль участвовал уже в более чем 150 фестивалях, поэтому в Могилеве прошел в рамках традиционной рубрики «Золотой шлягер». Соединение драматического и кукольного театра, постоянные метаморфозы с самой шинелью (она и одежда, и дом, и одеяло, и тюрьма, и символ освобождения) позволяют актерскому дуэту Нины Димитровой и Стелиана Радева в легкой и лирической форме представить зрителю целую гоголевскую панораму — здесь есть отсылки и к украинскому циклу, и к петербургским повестям, и к образу «Руси-Тройки» из «Мертвых душ», и к трепетной любви «Старосветских помещиков»...

От болгарского прочтения Гоголя — к не менее темпераментному армянскому видению Чехова. Моноспектакль «О вреде табака» Ары Геворкяна — еще один редкий пример импровизации, когда актер не только играет на сцене, но и постоянно общается с залом, провоцирует зрителей на непосредственное участие в действии.

Основа любой удачной импровизации — профессионализм, которого, к сожалению, не хватило молодым актерам польского театра «Малабар-отель» (Варшава) в спектакле «Мастер и Маргарита». И дело даже не в языковом барьере, который, надо отметить, актрисы театра мужественно и небезуспешно пытались преодолеть. Помешала, скорее всего, именно многоплановость самого романа Михаила Булгакова, который, кстати сказать, в Польше очень любим и популярен. Актеры справились с собственной задачей «воплотить духов романа на сцене», если говорить о том абсурде и клоунаде, что связаны с пребыванием «Воланда и К» в Москве 30-х годов. Но вот все прочее, увы, затерялось в затянутом и невнятном мельтешении на сцене.

Попутно хочется отметить еще один спектакль «с чертовщинкой». Белорусский государственный театр кукол представил на фестивале провокационную постановку режиссера Евгения Корняга «Интервью с ведьмами», в которой, как и в ведьмовском котле, намешано всего понемногу: блестящее трио актрис и элементы кукольного театра, черный юмор, декорации в стиле «а-ля готика», жуткие неадаптированные сказки братьев Гримм, эпизоды времен Второй Мировой войны, советские реалии... Но весь этот коктейль призван рассказать зрителю лишь об одном — как судьба, несчастливая любовь, ревность и миллион других причин могут обычную женщину превратить в обозлившуюся на всех и вся ведьму. И нет здесь никакого дьявольского умысла, только стечение обстоятельств.

Природу потустороннего, взаимодействия двух миров исследует и спектакль хозяев фестиваля — «В маленькой усадьбе» по пьесе Станислава Виткевича (режиссер — Саулюс Варнас) Могилевского областного драматического театра. Эстетская постановка, в которой красива и продумана каждая мелочь, призвана воссоздать на сцене не столько действительность, сколько реальность сновидения, где главенствуют мистицизм и гротеск, и окунуть зрителя в декадентскую атмосферу начала XX века.

Но все-таки вернемся к суровой действительности. Современную драматургию часто упрекают в чрезмерном цинизме, увлечении «чернухой». Могилевский фестиваль продемонстрировал, что и спектакли по современным пьесам могут быть пронзительно-лиричными. Тому в рамках фестиваля было два примера: «Бракованные люди» Киевского академического молодежного театра «Золотые ворота» по пьесе Василия Сигарева «Гупёшка» и «Иллюзии» по одноименной пьесе Ивана Вырыпаева Центра экспериментальной режиссуры Белорусской государственной академии искусств (Минск). Киевский режиссер Стас Жирков, сменив название пьесы, создал «комедийную трагедию» о невозможности счастья, о человеческом бессилии, о трагедии повседневности. Актеры в этих обстоятельствах существуют совершенно иначе, их эмоциональное состояние в большей степени передает пластика, нежели слова, что еще больше усиливает воздействие на зрителя.

Если актеры из театра «Золотые ворота» проживают свою историю, то в спектакле «Иллюзии» историю рассказывают и — более того — схематично изображают ее на школьной доске. Подобная отстраненность и «научность подхода» ничуть не мешают проникновенности — режиссеру Татьяне Троянович и актерам удалось воплотить на сцене удивительно искренний разговор о самом главном — о любви. Минимализм декораций, лирическая живая музыка на гитаре, написанная специально для этой постановки, четыре актера — этого оказалось достаточно, чтобы подняться над пошлой сентиментальностью и создать маленький шедевр, который затронет струны в душе и обычного зрителя, и театрального эстета.

Впрочем, фаворитом зрителей стал другой спектакль (чуть обогнавший «Иллюзии» Троянович) — постановка Московского драматического театра «Сфера» по семи рассказам Василия Шукшина «Раскас». Педантично воспроизводящий детали ушедшей эпохи, «выездной спектакль-концерт сельской самодеятельности» предоставил могилевскому зрителю возможность передохнуть от театральных экспериментов, за что и получил «Приз зрительских симпатий» в голосовании, проходившем в течение всего фестиваля.

Подводя итоги, можно сказать, что могилевский форум уверенно держит собственную высокую планку, предлагая зрителю достойные постановки различных направлений. И, конечно, стоит отметить, что форум успел воспитать свою публику (что в провинции всегда сопряжено с определенными трудностями), готовую не только смотреть развлекательные комедии, но и воспринимать серьезные спектакли, заставляющие задумываться над вечными вопросами.


Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская
24 октября 2012

Дорогие друзья!

Приносим свои извинения в связи с задержкой публикаций на сайте в связи с техническим сбоем.

Мы делаем всё возможное!

15 марта 2010

15 марта пришла весть горькая и страшная — не стало Татьяны Владимировны Загорской, изумительного художника-дизайнера, отличавшегося безукоризненным вкусом, любовью к своему делу, высоким профессионализмом.

На протяжении долгих лет Татьяна Владимировна делала журнал «Страстной бульвар, 10» и делала его с таким пониманием, с таким тонким знанием специфики этого издания, с такой щедрой изобретательностью, что номер от номера становился все более строгим, изящным, привлекательным.

В сентябре 2009 года Татьяна Владимировна перенесла тяжелую операцию и вынуждена была отказаться от работы над «Страстным бульваром», но у нее оставалось еще ее любимое детище — журнал «Иные берега», который она придумала от первой до последней страницы и наполнила его своей высокой культурой, своим щедрым и светлым даром. Каждый читатель журнала отмечал его неповторимое художественное содержание, его стиль и изысканность.

Без Татьяны Владимировны очень трудно представить себе нашу работу, она навсегда останется не только в наших сердцах, но и на страницах журнала, который Татьяна Загорская делала до последнего дня с любовью и надеждой на то, что впереди у нас общее и большое будущее...

Вечная ей память и наша любовь!

25 декабря 2009

Дорогие друзья!
С наступающим Новым Годом и Рождеством!
Позвольте пожелать вам, мои дорогие коллеги, здоровья и благополучия! Радости, которое всегда приносит вдохновенное творчество!
Мы сильны, потому что мы вместе, потому что наше театральное товарищество основано на вере друг в друга. Давайте никогда не терять этой веры, веры в себя и в свое будущее.
Для всех нас наступающий 2010 год — это год особенный, это год А. П. Чехова. И, как говорила чеховская героиня, мы будем жить, будем много трудиться, и мы будем счастливы в своем служении Театру, нашему прекрасному Союзу.
Будьте счастливы, мои родные, с Новым Годом!
Искренне Ваш, Александр Калягин

***
Праздничный бонус:
Новый год в картинке
Главные проекты-2010 в картинке
Сборник Юбилеи-2010 в формате PDF

27 октября 2008

Дорогие друзья, теперь на нашем сайте опубликованы все номера журнала!
К сожалению, архивные выпуски доступны только в формате PDF. Но мы
надеемся, что этот факт не умалит в ваших глазах ценности самих
текстов. Ссылку на PDF-файл вы найдете в Слове редактора, предваряющем
каждый номер. Приятного и полезного вам чтения!