"Русский занавес" на Земле Обетованной

"Русский занавес" на Земле Обетованной

 

Существование русской театральной культуры за пределами России — факт состоявшийся и общепризнанный. «Иностранные флаги» над фасадами театров имени Грибоедова, Чехова, Толстого, Островского и Достоевского, 25 лет новой политической и культурной реальности в странах ближнего зарубежья не задушили русскую школу театра — напротив, дали ей новое, нелегкое, но свежее, отличное от московской метрополии дыхание. Более того, рассыпавшиеся по всему дальнему, «мировому зарубежью» люди театра принялись создавать русскоязычное театральное пространство в Канаде и Франции, Новой Зеландии и Австралии, Америке и Германии, Венгрии, Чехии и Польше. Российские международные фестивали, ориентированные именно на это явление — «Соотечественники» в Саранске, «Встречи в России» в Санкт-Петербурге с терпением и вниманием относятся к дыханию театральной жизни в этих коллективах, следят за тем, чтобы географическая удаленность не повредила профессиональной близости и взаимообмену. Тем более радостно и любопытно возникновение фестиваля русского театра в Израиле — самой маленькой по размеру и, пожалуй, самой большой по зрительскому интересу к русской культуре в зарубежье стране.

Идея создания этого форума родилась в театре «ZERO» — израильском профессиональном русскоязычном коллективе, который под руководством Олега Родовильского и Марины Белявцевой за 13 лет существования принял участие в более чем в тридцати пяти международных фестивалях в России, Украине, Беларуси, Молдове, Узбекистане, Германии, Болгарии. Его работы получили немало призов и дипломов за лучшую режиссуру, исполнение главных ролей, специальный приз жюри, зрительских симпатий, завоевали интерес и внимание публики, заслуженную оценку профессионалов и критиков. Естественно, что именно этот театр совместно с общественным объединением «Круг Культуры» организовал и провел Первый Международный фестиваль русскоязычных театров мира «Русский Занавес–2016», который проходил на Земле Обетованной на протяжении всего мая 2016 года.

Цель фестиваля заключалась в том, чтобы представить широкому кругу израильской русскоязычной публики наиболее интересные независимые театральные постановки из Израиля, России, Украины, Германии, Швеции. Объединило все спектакли одно — принадлежность и преданность русской театральной школе, литературной традиции, языку и культуре.

Фестивальная программа оказалась интересна и разнообразна — камерные спектакли по произведениям И. Башевиса-Зингера, Э. Хемингуэя, О. Мандельштама, И. Бродского, М. Ладо, И. Бабеля прошли в 10 городах Израиля: Петах-Тикве, Бат-Яме, Реховоте, Беер-Шеве, Ашдоде, Хайфе, Ришон ле Ционе и других.

Проект был осуществлен при поддержке Центра помощи репатриантам — деятелям искусств при Министерстве абсорбции Государства Израиль, в сотрудничестве с рядом городских управлений по абсорбции и культуре, посольствами стран — гостей фестиваля. Фестиваль приветствовали министр абсорбции (ныне министр экономики) Израиля Зеев Элькин, мэр города Петах-Тиквы Ицик Браверман, представители РКЦ, советник по культуре посла России в Израиле Александр Крюков и почетный гость фестиваля, театральный критик, президент Благотворительного фонда Олега Ефремова и международного театрального фестиваля «ПостЕфремовское пространство» Анастасия Ефремова.

Театр «ZERO» (Кириат-Оно, Израиль) открыл фестиваль премьерой спектакля «Тойбеле и ее демон» по пьесе классика мировой литературы, лауреата Нобелевской премии Исаака Башевиса-Зингера и Ив Фридман. Пьеса, не обделенная вниманием российских и зарубежных театров, в трактовке Олега Родовильского и Марины Белявцевой стала еврейской сказкой о любви и страсти. И жанр сказки, озвученной дивными напевами клейзмеров, позволил уйти от строгого следования оригиналу, детального воспроизведения быта польско-еврейского местечка, и даже превратить ребе — в ребецен (актриса Марина Калачинская), ставшей словно и демоном и ангелом, ворожеей и судией.

Театральная условность оригинальных костюмов Леи Шац, тонко проработанная световая партитура Михаила Чернявского и Инны Малкин-Соломон, точное существование в ансамблевой структуре Бени Шифа (Менаше) и Юлии Ким (Генендель), а главное — виртуозное и страстное погружение в стихию сказочной трагедии страсти и любви главных героев — Марины Белявцевой (Тойбеле) и Олега Родовильского (Эльханан), создали захватывающее и глубокое театральное размышление о непостижимости и богатстве человеческой природы, о предрассудках, обмане и заблуждении.

Независимый Актерский Проект (Тель-Авив, Израиль) представил на фестивале премьеру музыкально-драматического спектакля «Мгновения», жанр которого был обозначен как «эхо войны в прозе, поэзии, песне». В спектакле-концерте сделана попытка соединить все лучшее, что было создано на эту тему в драматургии, поэзии и музыке. Тема представления — Материнство, Женщина, Любовь и Война — органично соединила песни военных лет и произведения Булата Окуджавы, Валерия Тодоровского, поэзию Юлии Друниной, Давида Самойлова, Константина Симонова, Александра Твардовского и отрывки из пьес А. Дударева, А. Володина, В. Розова в исполнении Марины Белявцевой, Олега Родовильского, Марины Калачинской, Софьи Шульман, Даны Кучеровской, Евгения Забежинского, Леи Забежинской и Яна Харламова.

Театр «одесского разлива» «Ланжеронъ» (Украина) представил моноспектакль заслуженного артиста Украины Виталия Бондарева «Гэвэл гаволим, кулой гэвэл» («Суета сует и всяческая суета») по двум произведениям Исаака Бабеля — «Конец богадельни» и «Карл-Янкель» из сборника «Одесские рассказы». В 2006 году на Международном фестивале в Болгарии познакомились актер Виталий Бондарев из Харькова и режиссер Галина Панибратец из Одессы. А уже 5 сентября 2008 года в Одессе состоялась первая премьера театра — моноспектакль по повести А.Каневского «Теза с нашего двора». Так образовался творческий союз, а у театра «Ланжеронъ» появилось очень много друзей. Теперь театр — это уже не два человека, а группа творческих, талантливых людей, единомышленников. Театр — лауреат более чем 15 международных фестивалей в России, Украине, Германии, Македонии, Болгарии, Литве, Молдавии, Израиле, Латвии, Кыргызстане.

Спектакль «Гэвэл гаволим, кулой гэвэл» в постановке Галины Панибратец, тонко и сдержанно исполненный Виталием Бондаревым, смешит, потрясает, захватывает неподдельным сопереживанием опытного, ярко и разнопланово одаренного актера-человековеда в той горемычной суете, которая сопутствует жизни бабелевских героев.

Театр GOFF-Company (Берлин, Германия) представил 66 минут мандельштам-авангарда «Колесо» по произведениям Осипа Мандельштама в исполнении Григория Кофмана.

Этот театральный проект, существующий под руководством актера и режиссера Григория Кофмана (Берлин-СПб), объединяет профессионалов театрального, музыкального и поэтического жанров в спектаклях оригинальных форматов. GOFF-Company существует с 2007 года и хорошо известна ценителям экспериментального театра. Среди участников GOFF-Company — музыканты группы «АукцЫон» и «С.К.А.» («Союз Космического Авангарда»).

Авангардные спектакли GOFF-Company, необычным образом сочетающие театральное и музыкальное искусство, с успехом показываются в Германии, Литве, Израиле и других странах, а также на ряде международных театральных фестивалей. Поэтический спектакль «Колесо» рассказывает о жизни Поэта его же произведениями, основная интрига в прозрениях: как по поводу своего будущего, так и грядущего страны. Особенность постановки — неотъемлемая часть стилистики GOFF-Company: text-music-fusion. Григорий Кофман скупыми театральными приемами создает квази-оперу по-мандельштамовски — от шерри-бренди до рыбьего жира фонарей, от еврейской молитвы до русского плача в советской ночи простирается время-пространство, в котором существует герой спектакля — ПОЭТ Мандельштам.

В рамках международного проекта Израиль-Швеция еще один участник фестиваля — театр «KEF» — представил премьеру музыкального спектакля, «Соло из оркестровой ямы (голос второго тромбона)» в исполнении Элиаса Файнгерша.

Этот театр, основаный в Мальме в 2012 году Элиасом Файнгершем и Керен Климовски, известен спектаклями, в которых органически сливаются не только разные жанры, но и разные медиа, и где музыка — не только фон, но и полноправный участник действия. Спектакли театра принимали участие в международных фестивалях в Дании, Израиле, Германии, Украине, России, Македонии, Болгарии, Косово, Кыргызстане, Монголии, Молдове.

Названный критиками золотым тромбоном Европы, королевский музыкант Швеции Элиас Файнгерш сочетает классические традиции и модерн, виртуозное исполнение собственных сочинений и импровизацию.

В спектакле «Соло из оркестровой ямы (голос второго тромбона)» по текстам Керен Климовски и в режиссуре Стурэ Экхольм смешные, эксцентричные сценки из пяти известных опер оригинально и свежо рассказаны Элиасом в жанре музыкального стенд ап комеди. То, что Файнгерш обладает такой неординарной свободой, понятно каждому, кто хотя бы раз побывал на его выступлениях или познакомился с его творчеством в интернете. Он превратил тромбон в сольный инструмент и… в целый оркестр. Реальность будней, личные радости и переживания переплетаются с забавной, лирической, а порой и парадоксальной трактовкой Кармен, Тоски, Травиаты, Мадам Баттерфляй и Аиды. В спектакле звучит музыка Бизе, Верди, Пуччини и Глюка в аранжировках Файнгерша. Знакомые всем арии в исполнении тромбона и «живой электроники» создают впечатление целого оркестра.

Театр «Рутхат» (Хайфа, Израиль) представил зрителям фестиваля трагикомедию по пьесе Марии Ладо «Очень простая история». 

Рутхат родился в апреле 2011 года при поддержке Хайфского театра. Первым детищем труппы стал спектакль «Я другое дерево», который был поставлен в театре в 2012 году.

«Очень простая история» в постановке молодого режиссера Аси Найфельд и сценографии Игоря Винокура — это притча о любви и верности, о несбыточных мечтах и суровой реальности, где фантазия и быт сливаются в единое целое. На первый взгляд очень простая, но трогательная и полная неожиданных поворотов история выразительно и волнующе исполнена Дмитрием Басиным, Леной Буллет-Баксан, Юлией Варгиной, Александром Грейсером, Игорем Винокуром, Раисой Каминской, Люси Малой, Владом Пейсаховичем и Ольгой Шацман.

«Ивритский Театр — Театрон а-Иври» (Биньямина, Израиль) показал на фестивале моноспектакль «Старик и море» в исполнении Олега Родовильского.
«Театрон а-Иври» под руководством Гади Цдака и Пнина Брат-Цдака существует около 10 лет. В репертуаре театра около 15 спектаклей по лучшим произведениям ивритской и мировой литературы : «Антигона» Софокла, «Хозяйка замка» Л. Гольдберг, «Гетто» Й. Соболя, «Жил-был хасид» Дана Альмагора и другие.

Спектакль по рассказу Нобелевского лауреата Э.Хемингуэя был поставлен в 2013 году на иврите, а его русская версия была представлена на международных фестивалях в Германии и Болгарии.

В постановке Цдаки прекрасная и горькая сага о надежде, разочаровании и силе духа «сжата» до монолога. Перед зрителями — лишь один говорящий — Старик. Сценография спектакля (Бено Фридель) лаконична, высвеченная в темном пространстве сцены рыбацкая лодка, вокруг и внутри которой закручивается пружина действия — это и дом, и смысл существования, и судьба. Она — главная кормилица, и она же — поле боя.

Олег Родовильский словно создан для образа Сантьяго. Он выразителен и пластичен в этих старых лохмотьях — чуть шаркающая походка, не всегда уверенные движения, глуховатый голос. Но нет же — еще мускулисто крепкое тело, еще не пропало юношеское упрямство! Удача отвернулась от старого рыбака Сантьяго, но он не готов с этим смириться — ведь знает, что уж в этот раз он точно поймает свою Большую Рыбу. И Мальчик, незримый Мальчик, к которому Сантьяго обращает свои речи, тоже верит в него — а значит их уже двое!

Эффектно завершил фестивальную программу, охватившую в течение месяца практически весь Израиль, театр-проект «АртГнездо» (Россия, Москва) спектаклем актрисы и певицы Ирины Евдокимовой «Посвящается Я». Музыкально-поэтический детектив по поэме И.Бродского поставлен режиссером Алексеем Злобиным, их творческий тандем был создан в 2009 году и стал лауреатом многочисленных театральных форумов. Моноспектакль «Посвящается Я» в оформлении Бориса Петрушанского и хореографии Алишера Хасанова — открытое эффектное и динамичное действо с фрагментами оперных арий и фактически балетной застройкой мизансцен при исключительно сдержанном постановочном решении.

 

Первый фестиваль, каким бы он ни был и где бы не проходил — всегда испытание и для его организаторов, и для публики. Тем более что в данном случае были представлены серьезные профессиональные работы театров, не обласканных дешевой популярностью звездных гастролеров, а предлагающих зрителю опыт совместной работы души. Эта попытка безусловно удалась и остается лишь пожелать организаторам и участникам следующего форума — сил и удачи, зрителям — новых глубоких впечатлений, а фестивалю «Русский Занавес» — долгих лет жизни.


Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская
24 октября 2012

Дорогие друзья!

Приносим свои извинения в связи с задержкой публикаций на сайте в связи с техническим сбоем.

Мы делаем всё возможное!

15 марта 2010

15 марта пришла весть горькая и страшная — не стало Татьяны Владимировны Загорской, изумительного художника-дизайнера, отличавшегося безукоризненным вкусом, любовью к своему делу, высоким профессионализмом.

На протяжении долгих лет Татьяна Владимировна делала журнал «Страстной бульвар, 10» и делала его с таким пониманием, с таким тонким знанием специфики этого издания, с такой щедрой изобретательностью, что номер от номера становился все более строгим, изящным, привлекательным.

В сентябре 2009 года Татьяна Владимировна перенесла тяжелую операцию и вынуждена была отказаться от работы над «Страстным бульваром», но у нее оставалось еще ее любимое детище — журнал «Иные берега», который она придумала от первой до последней страницы и наполнила его своей высокой культурой, своим щедрым и светлым даром. Каждый читатель журнала отмечал его неповторимое художественное содержание, его стиль и изысканность.

Без Татьяны Владимировны очень трудно представить себе нашу работу, она навсегда останется не только в наших сердцах, но и на страницах журнала, который Татьяна Загорская делала до последнего дня с любовью и надеждой на то, что впереди у нас общее и большое будущее...

Вечная ей память и наша любовь!

25 декабря 2009

Дорогие друзья!
С наступающим Новым Годом и Рождеством!
Позвольте пожелать вам, мои дорогие коллеги, здоровья и благополучия! Радости, которое всегда приносит вдохновенное творчество!
Мы сильны, потому что мы вместе, потому что наше театральное товарищество основано на вере друг в друга. Давайте никогда не терять этой веры, веры в себя и в свое будущее.
Для всех нас наступающий 2010 год — это год особенный, это год А. П. Чехова. И, как говорила чеховская героиня, мы будем жить, будем много трудиться, и мы будем счастливы в своем служении Театру, нашему прекрасному Союзу.
Будьте счастливы, мои родные, с Новым Годом!
Искренне Ваш, Александр Калягин

***
Праздничный бонус:
Новый год в картинке
Главные проекты-2010 в картинке
Сборник Юбилеи-2010 в формате PDF

27 октября 2008

Дорогие друзья, теперь на нашем сайте опубликованы все номера журнала!
К сожалению, архивные выпуски доступны только в формате PDF. Но мы
надеемся, что этот факт не умалит в ваших глазах ценности самих
текстов. Ссылку на PDF-файл вы найдете в Слове редактора, предваряющем
каждый номер. Приятного и полезного вам чтения!