Лила Кедрова - забытое имя

Лила Кедрова - забытое имя

 

С любезного разрешения авторов мы публикуем эту главу из их книги, изданной в Торонто (Канада)

 

 

 

 

 

«...вернуть российскому читателю историю,

насильственно от него отчужденную...»

Ренэ Герра

 

 

Сначала о французском аристократе, чья цитата приведена в эпиграфе.

Ренэ Герра — знаменитый славист и коллекционер произведений искусства первой волны русской эмиграции. Для сведения — русских корней у него нет. Баснословное собрание мсье Гера включает в себя сотни картин русских художников, тысячи книг с автографами русских писателей, десятки тысяч рукописей, писем Бунина, Цветаевой, Мережковского, Гиппиус, Набокова и многих других. Для Герра Лила Кедрова — не забытое, а хорошо знакомое имя. Одна из самых ярких, но странным образом неизвестных публике фигур.

 

Елизавета Николаевна Кедрова, французская актриса — наша с вами дважды соотечественница, родилась в Петрограде, а умерла в Солт Сейнт-Мари, Онтарио. Первая и на сегодня единственная актриса русского происхождения — обладательница премии «Оскар» в актерских номинациях. В советское время фильмы с ее участием не доходили до советского зрителя и стали доступны только сейчас. Такой авторитетный источник, как энциклопедия «Британика», пишет, что «имя Кедровой навсегда связано в искусстве кино с образом трагической мадам Гортензии, старой куртизанки из “Грек Зорба”, за которую она получила Оскара в 1964 г., и “Тони” двумя десятками лет позже». Эта картина, которая по праву считается классикой кино, обошла все экраны мира, в том числе демонстрировалась и в Советском Союзе.

 

Краткое содержание: молодой англичанин Бэзил получает в наследство участок земли и шахту на острове Крит. Ему приходится столкнуться с жестокими нравами местных жителей. Возникшие проблемы помогает преодолеть дружба с жизнерадостным и находчивым греком Зорбой. По словам Никоса Казандзакиса, автора романа, по которому был написан сценарий, «Зорба привил любовь к жизни, привык не бояться смерти... Если бы сегодня возможно было избрать себе духовного руководителя, гуру... я наверняка избрал бы Зорбу». Алексис Зорба воплотил жизнелюбивого, свободного, открытого миру грека в противоположность рафинированному отпрыску английской семьи. Лента была обречена на успех: добротная литературная основа, яркие образы и драматические перипетии сюжета. Мэтр мирового кино, дважды лауреат премии «Оскар», американский актер Энтони Куинн в главной роли создал образ человека из народа. Именно того, который только и мог выжить в стране в это непростое время (1943). Музыку для фильма написал Микис Теодаракис. Мелодия «Сиртаки» прославила композитора, утвердилась как символ Греции, ее туристический гимн.

Лила Кедрова снялась в роли стареющей куртизанки мадам Гортензии. Эта роль подошла ей, как хорошо сшитый костюм. Здесь совпали и темперамент, и настрой актрисы, и филигранный рисунок роли. «Старая женщина в блестящем исполнении Лили Кедровой, то, что осталось от прежней успешной красавицы и кокетки, все еще не теряющая надежды, дерзкая и мужественная», — писала о Лиле критика в газете NY Times. Фильм получил три премии «Оскар» за лучшую операторскую работу, лучшую работу художника и Лила Кедрова за лучшую женскую роль второго плана. «Грек Зорба» имел большой резонанс в мире. Помимо самой высокой награды в мире кино, фильм был номинирован на награду BAFTA Британской академии киноискусства, Американский Золотой Глобус и на Golden Laurel (переименован в награду Гильдии продюсеров США — PGA Award). Среди экспертов кинофильм «Грек Зорба» оказался темной лошадкой (sleeper), т. е. картиной, на которую никто не ставил. И, соответственно, выиграл награду Golden Laurel («Золотой лавр») в номинации sleeper. Апогеем же театральной славы Кедровой стала американская театральная премия «Тони» (1983) за роль мадам Гортензии в бродвейской интерпретации «Зорба!» спустя 20 лет после выхода фильма.

 

Штрихи биографии

Лила Кедрова (Елизавета Николаевна Кедрова) родилась в 1918 году в советском Петрограде в семье профессора Петербургской консерватории Николая Николаевича Кедрова. Во второй половине XIX века в России возрождался интерес к древней музыкально-певческой культуре, были популярны хоры, исполняющие православные песнопения. И согласно английской пословице «о правильном человеке в правильном месте» (можно добавить и в правильное время) возрождать православное пение и культуру выпало на долю Николая Николаевича Кедрова. Он окончил Петербургскую консерваторию по классу вокала (баритон) и поступил в Московскую частную оперу, где пел, как известно, великий Федор Шаляпин. Одновременно он создал вокальный квартет, заслуживший популярность уже после революции во всем мире как Quatuor Kedroff. В 1908—1915 годах квартет успешно гастролировал в Европе. В организации гастролей принимал участие С.А. Дягилев, известный организатор дягилевских сезонов. Иногда вместе с квартетом пел и Шаляпин, который называл его «чудом вокального искусства». И что важно, в наследии Шаляпина есть несколько пластинок, которые он записал вместе с хором.

Мать Лилы, София Николаевна (урожденная Гладкая) преподавала в консерватории, и сама пела в опере (лирическое сопрано). Сначала в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова, потом была солисткой Мариинского театра в Петербурге. В 1906 году у супругов родился сын Николай Кедров-младший, а в 1918 году — дочь Елизавета. Ее истинный возраст остался неизвестным, так как при бегстве из Советской России все документы пропали. Елизавета любила шутить, что это обстоятельство позволяет ей выбирать возраст по своему усмотрению, а значит, ей всегда шестнадцать.

В 1923 году семья эмигрировала в Германию, а оттуда в 1928-м переехала в Париж. И вовремя. Однажды встреченный на улице знакомый рассказал Кедровым, что Николай Николаевич уже числился в списках, подлежащих репрессиям.

В ранние годы маленькая Елизавета обучалась игре на фортепиано. В Париже семья музыкантов Kedroff была знакома с Игорем Стравинским и Сергеем Прокофьевым.

Актерский темперамент девочки проявил себя с ранних лет. Она была очень живая и не очень прилежна в учебе, а однажды даже убежала с цыганами. Потом водила на цепи медведя в цирке. По ее собственному признанию корреспонденту лондонского The Times, «когда мне стукнуло 12, я полюбила театр всей душой и с этих пор уже знала, что я хочу в этой жизни. И хотя мои родители готовили меня к музыкальной карьере, они разрешили мне поступить в труппу артистов Художественного театра, которая играла в Париже. Я присоединилась к ним в 14 лет и три года играла по системе Станиславского». Здесь Кедрова имеет в виду артистов, которые остались на Западе во время гастролей МХТ и некоторое время играли в Париже на русском языке. Лила (в Париже она из Елизаветы превратилась в Лилу), естественно, говорила по-русски, по-французски, а с середины 60-х по-английски и немного по-итальянски.

Театральная карьера Лилы продолжилась в 1938 году в « Русском театре», где Юрий Анненков поставил пьесу «Событие», специально написанную для театра Владимиром Набоковым, который писал жене о Кедровой как о «глазастой актрисочке, которую Алданов (Марк Александрович Алданов — известный прозаик и публицист из эмигрантской среды. Авт.) считает новой Комиссаржевской».

 

Отзывы о самом спектакле и об игре Кедровой были самые благожелательные. Но в какой-то момент Лила поняла, что играет по наитию, что ей не хватает специального образования, и она поступила в театральную школу Шарля Дюлена по специализации «оперетта». Драматическое искусство она изучала под руководством мэтра Пьера Вальде. За него и вышла замуж после окончания школы (1948).

 

Вехи творчества

После спектакля «Событие» — война. Затем было обучение в театральной школе, и лишь в 1945 году Лила продолжила выступать на подмостках в спектакле по Ф.М. Достоевскому «Братья Карамазовы» (театр «Ателье»). В период с 1945 по 1977 год она переиграла на подмостках небольших парижских театров — «Ателье», «Пош», «Антуана» и других не только всю французскую и зарубежную классику, но и современный репертуар в пьесах Жана Аннуя и Жана Кокто. На фото — парижские театры, сохранившие обаяние истории. Так же они выглядели в то время, когда там играла Лила в 40-х годах в спектаклях «Счастливого рождества!» Пьера Баррейе, «Иисус-Ветрогон» Франсиса Карко, «Ирландский герой» Джона Синга, «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского. В 50-х годах режиссер Пьер Вальде поставил «Татуированную розу» Теннеси Уильямса, а в 1954 году Лила играла в театре «Фонтейн» в комедии «Ограниченная ответственность», написанной Робером Оссейном. Велико же было наше удивление, когда мы узнали, что парижский репертуар 60-летней давности идет в современной России в московских и провинциальных театрах!

Питер Брук. Как известно, портрет эпохи составляют портреты видных деятелей искусства. «Вид с моста» Артура Миллера поставил в 1958 году в парижском театре «Антуан» знаменитый режиссер и новатор театра Питер Брук. Тоже, кстати, наш человек в мировом театральном искусстве. Сын российских эмигрантов Семена и Иды Брук, он родился в Лондоне в 1925 году. Приходится двоюродным братом видному российскому режиссеру Валентину Плучеку. Выпускник Оксфорда. В том же году, что и «Вид с моста», Брук режиссировал знаменитый спектакль «Тит Андроник» по У. Шекспиру с сэром Лоуренсом Оливье в главной роли. За шестьдесят лет деятельности поставил множество спектаклей и 13 фильмов. Интересы великого реформатора театра простирались от Шекспира до «Махабхараты» и персидских поэм ХІІ века. Награжден Орденом Британской Империи, Британским Орденом Кавалеров Почета, Французским Орденом Почетного Легиона.

 

До вручения премии «Оскар» Кедрова была почти неизвестна за пределами Франции, где она была одной из любимейших и почитаемых актрис. Игра этой небольшой и хрупкой женщины с глазами Бетти Буп отличалась тонкими нюансами характера, была проникнута щемящей грустью. Следует отметить, что Betty boop в 30-е годы — очень популярный персонаж рисованных мультфильмов. Глаза Бетти Буп — крупные блестящие темные глаза, как у знаменитой Джульетты Мазина. Образ Бетти Буп дожил до наших дней, размножившись по странам Европы в виде забавных мягких кукол. Следует добавить, что Кедрова преданно любила театр. Она могла отказаться от съемок в голливудском фильме, но никогда не пропустила ни одного дня в театре, даже в воскресенье. После «Грека Зорбы» Кедрова, не оставляя свой любимый театр и европейское кино, с 1938 по 1994 год она снялась в более чем в 60 голливудских кинофильмах и телесериалах.

Ее дебютом стала роль Ирины в шпионском боевике «Ультиматум» (1938) режиссеров Р. Сиодмака и Р. Вине. Затем был фильм производства Западной Германии «Возврата нет» режиссера русского происхождения Виктора Викаса, работающего во Франции. Фильм был снят по роману «Машина террора» некоего писателя-перебежчика Григория Климова, настоящее имя которого Игорь Борисович Калмыков. Он бежал в Западный Берлин из Советской Военной администрации в Берлине, где работал переводчиком. Совершенно одиозная фигура, ксенофоб и антисемит. Соответственно, и сценарий — образец антисоветской «развесистой клюквы» разгара холодной войны. Кедрова сыграла в нем роль русской девушки Любы.

За роль наркоманки Леа в спектакле «Облава на блатных» (1955) Лила получила свой первый приз французской критики «Сезар». Чуть позже, в том же году, по этому спектаклю был поставлен классический гангстерский фильм, в котором главные роли исполняли Жан Габен и Лино Вентура. Габен играл гангстера, «Нантца», вернувшегося из США, чтобы помочь французским коллегам в торговле наркотиками. Железный характер и воля этого гангстера противопоставлены холодному расчету полиции. Несмотря на то что в СССР эту французскую актрису русского происхождения совсем не знали, почти все фильмы с ее участием стали классикой мирового кино.

В кинематограф Лила Кедрова пришла не юной девушкой, а зрелой актрисой театра. Еще одной из первых ролей в кино была маленькая роль в фильме о роковой любви «Большая игра» (1954), где в главной роли роковой женщины снималась хорошо известная и любимая советской публикой Джина Лоллобриджида. Художником по костюмам был Жорж Анненков, с которым Лила встретилась уже не в первый раз.

 

Юрий Павлович Анненков. Деятельность Ю.П. Анненкова, выдающегося художника театра и кино, представителя русско-французского модерна, сделает понятными ту творческую обстановку и те «декорации», в которых работала наша героиня.

В его судьбе было много неожиданных поворотов и гигантских географических расстояний. Родился он на Камчатке в семье ссыльного революционера-народовольца Павла Анненкова. Выдающийся мастер портрета в советские годы получал и выполнял заказы на портреты деятелей советского правительства: Ленина, Троцкого, Антонова-Овсеенко... Всего 19 портретов. А вершиной его книжной графики стали иллюстрации к поэме Александра Блока «Двенадцать».

В 1925 году вместе с женой, балериной Е. Гальпери, Анненков остался на Западе. С тех пор работал как портретист и как театральный художник. Впервые встретился с Лилой Кедровой в 1952 году на спектакле «Иисус-Ветрогон», который поставил в театре «Антуан» Пьер Вальде. В 1954 году он оформлял спектакль по пьесе Робера Оссейна «Ограниченная ответственность» в театре «Фонтейн», где также была занята Лила.

Но более активно, чем в театре, Анненков работал в кино, создав, в основном в духе модерна, декорации и костюмы более чем к 60 кинолентам. Среди этих работ фильмы на русскую тему: «Княжна Тараканова», «Отец Сергий», «Распутин» и ряд других. За фильм «Мадам де...» художник был номинирован на премию «Оскар». В СССР наиболее известным был оформленный им фильм «Монпарнас 19» (1957), где также в небольшой роли мадам Зборовской была занята Лила.

Вслед за кинодебютом последовала череда фильмов, где Кедрова играла «мадам», «содержательницу публичного дома» — даму с сомнительной репутацией — вместе со звездами европейского кино. Свою первую мадам — Пепиту — актриса сыграла в фильме известного испанского режиссера Хуана Антонио Бардема «Главная улица» (1956), получившем приз кинокритики Венецианского фестиваля. Этот фильм был в советском прокате и старшее поколение его помнит. Потом была мадам Гортензия в «Грек Зорба», затем знойная женщина, владелица бара «Тампико» Мадам Роза в фильме «Ураган над Ямайкой» (1965). И, наконец, мадам Мартини в телевизионном сериале на канале NBC «Заветный миллион”» (1972).

В 50-х годах кинематографическая карьера актрисы причудливо переплелась с известными режиссерами и актерами, художниками и операторами европейского кино. Лила снималась в произведениях мировой киноклассики со звездами европейского кино: с Джиной Лоллобриджидой в фильме «Большая игра» (1954), Бриджит Бардо в фильме «Женщина и кукла» (1959), Луи де Фюнесом в фильме «Порочные» (1955) и в музыкальной комедии «Мой приятель цыган» (1959), Жерарром Филиппом и Анук Эме в фильме «Монпарнас 19» (1958), Джульеттой Мазина в австрийской ленте «Йонс и Эрдме» (1959), Жаном Маре и Бриджит Бардо в фильме «Будущие звезды» (1955), Жаном Габэном в фильме «Незначительные люди» (1955), Жанной Моро в криминальной драме «До последнего» (1957), Робером Оссейном в гангстерском фильме «Смерть киллера» (1963).

Все перечисленные звезды кино кроме Робера Оссейна, Лоллобриджиды, Бриджит Бардо и Жанны Моро уже умерли. Жанна Моро прекрасно выглядит, и ее до сих пор можно видеть на теле- и киноэкранах. Также творчески активен, несмотря на преклонный возраст. и Робер Оссейн.

 

Робер Оссейн. Если мы спросим читателей, кто такой Робер Оссейн, то многие наверняка ответят, что это французский актер русского происхождения, исполнивший роль графа Жоффрея де Пейрака в сериале об Анжелике.

Справедливо говорят, что если как следует поскрести любого французского актера, художника или писателя, то обнаружится российское происхождение. Робер Оссейн — еще одна судьба мальчика из эмигрантской семьи. С детства Робер говорил по-русски. Однако следует уточнить, что он родился во Франции в семье полуиранца-полуазербайджанца и еврейской комедийной актрисы из Киева. Оссейн первым браком был женат на Марине Влади (Поляковой). Был дружен с мужем Бриджит Бардо Роже Вадимом (Вадимом Племянниковым). Творческая личность — драматург, режиссер и продюсер — Оссейн обязан родителям прекрасной внешностью и талантом. Его отец — Андре Оссейн (Аминулла Гусейнов), родившийся в Самарканде, — известный французский композитор и скрипач. До того как осесть в Париже, учился в Москве и Германии. Мать, Анна Миневская, была из семьи банкира и некоторое время училась в Смольном институте.

Если говорить о русском следе, то французско-западно-германский фильм «Расстрига» (1954), где в эпизоде была занята Лила, снимал русский оператор Николай Топорков. О нем известно, что с 1920 по 1923 год работал в Германии, снимал «Страшное приключение» у Якова Протазанова. Долго жил в Париже, а затем уехал в Канны, где и скончался вдали от родины.

 

Григорий Хмара. В фильме «Мой приятель — цыган» (1959) и в комедии «Старьевщики из Эммауса» (1955) на съемочной площадке актриса встретилась со своим старым знакомым и коллегой Григорием Хмарой. Как и многие соотечественники, вынесенные из России волнами трагического века, он остался за рубежом после революции, снимался в Германии, где его супругой была немецкая звезда шведского происхождения Аста Нильсен. Ученик Станиславского, Хмара с 1910 года был актером Первой студии МХТ. В 1915 году дебютировал в кино в фильме «Сверчок на печи» (экранизация спектакля Первой Студии МХТ), потом были «Мысль» и «Родион Раскольников». Прославился в роли Иисуса Христа в фильме режиссера Роберта Вине «Иисус Назаретянин, Царь Иудейский» (1923), где Аста Нильсен снималась в роли Марии Магдалины. Играл роль Распутина в фильме Dornenweg einer Fürstin.

 

Людмила Лопато вспоминает: «Я помню многих русских артистов в Париже 1940-х — 1950-х. Помню Григория Хмару — не раз видела его на сцене в русском театре, и он часто приезжал к нам со своей гитарой. Хмара был очень талантливым актером, бывшим студийцем МХТ, играл еще в легендарном “Сверчке на печи” и в “Пушкинском спектакле”, а также роль Председателя в “Пире во время чумы“. Думаю, что это была совершенно его роль, и что был он там великолепен! Григорий бежал из России пешком через Польшу, к своей возлюбленной — знаменитой “ведетте” немого синема Асте Нильсен. Попав в Берлин, Хмара стал известным актером кино, в 1923 г. сыграл Раскольникова (он был очень хорош — мужественной, хмурой красотой). Но когда немое кино было вытеснено звуковым, из-за сильного акцента его дела не пошли. Григорий зарабатывал в Париже пением в кабаре и участием в спектаклях русского театра. Его спутницей в те годы была актриса Лиля Кедрова очень музыкальная, с очаровательным голосом и смехом».

Так мы узнали о долговременных и очень близких отношениях между молоденькой, но гениальной актрисой, и учеником Станиславского на 30 лет ее старше. Лила Кедрова стала новой подругой Хмары. Но в 1940 году он встретил Веру Вольман, тоже русскую эмигрантку, киноведа и переводчика с французского. Хмара не хотел учить французский. Для того, чтобы заработать, пел в русских кабаре. Из-за акцента исполнял роли экзотических персонажей. На сцене играл русскую и скандинавскую классику. Вера писала для мужа скетчи и адаптировала пьесы. Не меньшую известность, чем Хмара, Вера Вольман приобрела в 60-е годы как видный деятель ФИПРЕССИ (Международной федерации кинопрессы), была постоянной участницей Каннского и Венецианского фестивалей.

В 1964 году у супругов в гостях в Париже побывала Наталья Кончаловская. Этот визит она подробно описала в книге.

В 1963 году Лила снова встретилась на съемочной площадке с Григорием Хмарой в драме «Цыганский закон», совсем неизвестный нашей публике цветной красочный фильм о жизни цыганского табора под Парижем. У Лилы там была крупная роль в отличие от бывших ранее ролей вспомогательного плана и эпизодов.

Затем последовала эпизодическая роль матери главного героя в итало-французской драме «Смерть киллера» (1964), поставленной Робером Оссейном, где режиссер играл главную роль. Характерно, что музыку к фильму написал Андре Оссейн, отец режиссера. Мелодия оказалась настолько популярной, что на слуху у французов до сих пор.

Больше десяти лет Кедрова снималась у французских, итальянских и других европейских режиссеров (актриса владела русским, французским, английским и итальянским языками), пока в 1964 году ей не предложили роль престарелой куртизанки в драме «Грек Зорба», действие которой происходит на Крите. Главные мужские роли исполнили прославленный Энтони Куинн (Зорба) и английский актер Алан Бэйтс (молодой британский писатель Бэзил), а великолепная греческая актриса и певица Ирен Папас выступила в роли Вдовы.

После премии «Оскар» Лила Кедрова приобрела международную известность. В 1966 году она играла в шпионском боевике (или, как еще его называют, политическом триллере) времен холодной войны «Разорванный занавес», поставленном Альфредом Хичкоком. Разработчик американского ракетного оружия Майкл Армстронг прямо с конференции отправляется в ГДР. Лила снялась в роли старой польской графини Кучинской, после войны попавшей в ГДР и пытавшейся эмигрировать в Америку с помощью новоявленного спонсора — американского шпиона (его играл Пол Ньюман). Это был еще один фильм, которые голливудские боссы создали в целях антисоветской пропаганды.

Затем был итало-французский детектив Maigret a Pigalle (1966), поставленный по роману Жоржа Сименона о заведении сомнительного толка «У Пикрата». Сименон стал одним из соавторов сценария. На Западе этот цветной фильм с прекрасной музыкой считается лучшим детективом о Мегрэ. Кедрова сыграла жену хозяина заведения. Игра Лилы была на уровне мировых звезд кино. В романе, который послужил основой для кино, происходит загадочное убийство. Подозреваемых множество, а настоящих улик, как всегда, нет. Задача Мегрэ — найти убийцу, что он блестяще и делает.

В следующем, 1967 году, Лила сниялась с Натали Вуд (Наталия Захаренко) и Питером Фальком у Артура Хиллера в комедии «Пенелопа». Жене банкира Пенелопе Элкотт (Натали Вуд) надоело пресное существование, и она решает ограбить банк своего мужа. За этим следует ряд забавных приключений, в которых участвует принцесса Садаба — аферистка. Эту роль играет Лила Кедрова. Питера Фалька читатель хорошо знает: уже в наши дни он создал на экране телевизионный образ обаятельного лейтенанта Коломбо. В фильме «Пенелопа» Фальк играет лейтенанта Биксби. Как видим, за истекшие сорок лет этот честный служака так и не получил повышения по службе.

 

Говард Фаст. Автором сценария фильма «Пенелопа» был хорошо известный в Советском Союзе американский писатель Говард Мелвин Фаст — потомок украинских эмигрантов. Читатель уже не удивляется тому, что везде «наши люди» и как причудливо выглядят их биография, особенно если смотреть через призму идеологии и политики. В 1944 году писатель вступил в компартию США. Преследовался во времена маккартизма. И даже какое-то время сидел в тюрьме, где начал писать роман «Спартак». Фильм по этому роману, поставленный Стэнли Кубриком, с успехом демонстрировался в Советском Союзе. Тиражи произведений Фаста в СССР были велики, и он считался самым издаваемым из американских писателей. В 1953 году Говард Фаст стал лауреатом Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами». Но уже 1956 году Фаст вышел из компартии в связи с венгерскими событиями и перешел к социалистам, после чего в СССР о нем немедленно забыли.

Успех сопровождал и пиратский боевик Великобритании «Ураган над Ямайкой» (1965), где Лила Кедрова снялась в роли экзотической женщины Розы, владелицы бара «Тампико». Здесь во второй раз она играла с Энтони Куинном. Успех фильму обеспечила не только всегда популярная пиратская тема, но и добротная литературная основа — авантюрный роман Ричарда Хьюза (1929). После того как в середине XIX века сильный ураган опустошил Ямайку, супруги-англичане Торнтоны, проживающие на этом острове, решают отправить на историческую родину, в Англию, своих пятерых детей. По пути на них нападают пираты во главе с капитаном Чавесом. Играя, дети перебираются на судно пиратов, которые, забыв о них, спохватываются только тогда, когда ограбленное и отпущенное ими судно уже скрылось вдали. Попытка высадить детей на берег в портовом городишке Тампико не удается, и юные герои остаются на пиратском корабле, где быстро осваиваются в новой обстановке, явно предпочитая компанию пиратов обществу собственных родителей.

В 1968 году Лила снялась в роли Иоланды, матери главной героини, которую играет Вирна Лизи, в комедии «Девушка, которая не смогла сказать нет» вместе с Акимом Тамировым в роли дяди главной героини — Эгидио. Русский след в искусстве кино тифлисского армянина Овакима Тамирова оказался весьма причудливым.

 

Аким Тамиров (Тамирофф — так его стали называть в США) родился в Тифлисе в армянской семье. Девятнадцати лет он приехал в Москву и поступил в школу при Художественном театре, где его учителем был Станиславский. По окончании школы стал актером МХТа. В 1923 году, во время гастролей театра в США, вместе с группой других актеров решил не возвращаться на родину и попытать счастья на Бродвее. На протяжении следующего десятилетия он играл в театре вместе с Михаилом Чеховым, а в 30-е годы отправился в Голливуд. После нескольких лет эпизодических ролей актер подписал контракт со студией «Парамаунт», и его карьера резко пошла вверх. Тамирофф вошел в первый эшелон актеров студии, появляясь в главных ролях фильмов класса Б («Великий Гамбини», “»Король Чайнатауна») и играя интересные роли второго плана в продукции класса А. Его своеобразный и забавный русский акцент приносил ему роли в основном иностранцев с трагическим прошлым или злодеев. «Все говорят, что мой акцент стоит миллион долларов», — любил говорить Тамиров в ответ на ехидные замечания о том, что его удел в кино играть только экзотических персонажей. Тамирофф был любимым актером многих режиссеров, включая Сесила Б. Де Милля и Престона Стерджеса. Дважды он номинировался на премию «Оскар» за лучшие роли второго плана в фильмах «Генерал умер на рассвете» (1936) и «По ком звонит колокол» (1943). В 50-е годы Тамирофф стал близким другом и соратником Орсона Уэллса и сыграл в его фильмах «Мистер Аркадин» (1955), «Печать зла» (1958) и «Процесс» (1963). Почти два десятилетия Тамирофф и Уэллс работали над так и не законченной экранизацией «Дон Кихота», где актер должен был сыграть верного слугу странствующего рыцаря, Санчо Панса. В 60-е годы Тамирофф продолжал играть крепкие роли второго плана, часто снимаясь в Европе. Он завершил свою долгую и плодотворную карьеру политической итало-французской мелодрамой «Смерть еврея» в 1970 году, а два года спустя скончался от рака. За свою долгую карьеру сыграл в 135 фильмах, опровергнув тем самым классический миф о том, что акцент является препятствием в Голливуде.

Однако вернемся к Лиле.

В конце 50-х ‒ начале 60-х годов Лила много и успешно снималась в телесериалах: многолетний и популярнейший телесериал «Голубой экспресс останавливается 13 раз» (1966), основанный на детективах известных авторов Буало ‒ Нарсежака; «За последние пять минут» (1960‒1963), Mesdemoiselles Arrande (1962), Тhe Survivers (1966). Особо следует отметить исторический сериал Les Concini (1961), где Лила сыграла главную роль Леоноры Галигай. В телесериалах Лиле доверяют главные роли, она отходит от образа характерной актрисы и успешно играет и драматические, и трагические роли.

Вскоре после получения премии «Оскар» актриса один сезон играла в Лондоне в пьесе «Вишневый сад» (1967). За роль Раневской она получила премию «Ивнинг Стандарт». Следует отметить, что западноевропейскому зрителю ближе всего Антон Чехов. В Европе любят ставить «Чайку», «Три сестры» и другие его пьесы. В «Вишневом саде» ее увидел успешный театральный деятель из Канады Ричард Ховард, владелец оперной труппы в Солт Сейнт-Мари. Игра Лилы произвела на него сильнейшее впечатление. Хрупкая, всегда молодая женщина, которая умеет играть любовь с трагическим оттенком. Дик Ховард влюбился, несмотря на то, что Лиле было около 50. В конце 1968 года он стал ее вторым мужем. Они счастливо прожили 31 год до смерти актрисы. Колесили по миру и жили попеременно то в своем доме в Торонто, то в Париже, то в летней резиденции в Солт Сейнт-Мари.

В начале 70-х на экраны вышел голливудский фильм «Кремлевское письмо», в котором Лила Кедрова сыграла эпизодическую роль сутенерши мадам Софи. Еще один фильм из арсенала антисоветизма. Несмотря на то что холодная война — явление в общем и целом негативное, однако это противостояние вызвало к жизни немало интереснейших боевиков о работе разведывательных служб. Сколько замечательных историй о шпионах было написано и снято в семидесятые! Зрителям оставалось только восхищаться ловкими ходами противоборствующих сторон, перевоплощениями, шифровками, кодовыми именами и прочими атрибутами подобных фильмов. Джон Хьюстон тоже не смог пройти мимо романа Ноэля Бена, работавшего в свое время на американский Корпус контрразведки. В его картине собран международный актерский ансамбль, в том числе шведские актеры Макс фон Зюдова и Биби Андерссон, знаменитый итальянец Раф Валлоне. В одной из главных ролей был занят Орсон Уэллс, ставший легендарной личностью благодаря нашумевшему радиоспектаклю по роману Г. Уэллса «Война миров». Поставленный им спектакль, выдержанный в стиле радиорепортажей, вызвал панику среди слушателей, заставив поверить в реальность вторжения марсиан. В фильме «Кремлевское письмо» много ляпов, псевдорусской экзотики, отражение тех дремучих представлений, когда на каждом перекрестке дымит самовар, советские мужчины ходят в косоворотках и каких-то странных головных уборах типа папахи. Больницу называют по западному образцу госпиталем и много подобной «клюквы». Снимать такого плана кино в СССР не представлялось возможным, поэтому создателям пришлось идти на хитрости. Так, «советские» сцены снимались в Хельсинки, где было много неоклассических зданий, напоминающих ленинградские. В качестве начальных кадров с титрами поставили Исаакиевкий собор.

Семидесятые годы — годы расцвета таланта Лилы. Кедровой уже немало лет, и киноведы подмечают, что ее успех развивался по нарастающей и в театре и в кино. Нельзя сказать, что каждый ее фильм стал классикой. Она много снимается в откровенно коммерческих голливудских лентах в Канаде и США, а также вместе с мужем продолжает колесить по Европе, участвуя в теле- и кинофильмах.

В этот период Лила снялась у канадского кинорежиссера Гордона Шеппарда в «Гороскопе Элизы» (1970) вместе с будущим оскароносцем Томми Ли Джонсом. Молодая девушка Элиза приезжает с забытой Богом фермы в Монреаль. Здесь и китайский астролог, который предсказывает ей судьбу, и строительный рабочий с индейскими корнями. Лила играет женщину средних лет, с богатым и небезупречным прошлым, совместно с которой Элиза снимает квартиру. Несмотря на помощь вновь обретенных друзей, Элизу ожидает трагический финал в погоне за мечтой. Фильм был удостоен канадского эквивалента премии «Оскар» кинопремии Canadian Film Awards (CFA) за 1975 год. Эта награда просуществовала с 1949 до 1978 года, а в 1979-м была переименована в Национальную кинопремию Канадской академии кино и телевидения «Дженни». Лента получила CFA в четырех номинациях. За актерскую работу лауреатом стала Кедрова. Специальной приз Канадской Академии за вклад в киноискусство получил ныне покойный режиссер Гордон Шеппард.

Высоко был оценен критикой фильм Time for loving (1971), снятый британскими продюсерами во Франции. Оригинальный сценарий принадлежал Жану Аную, французскому писателю, признанному создателю интеллектуальной прозы. Мадам Ольгу Дубиллар играла Лила. В комедии приняли участие Филип Нуаре, композитор Мишель Легран, американский актер Мел Феррер и его сын от Одри Хэпберн — Шон. Мел Феррер был известен в Советском Союзе в первую очередь как исполнитель роли князя Андрея Болконского в американской экранизации «Войны и мира». В роли Наташи Ростовой снималась Одри Хэпберн. До женитьбы на Хэпбёрн актер еще трижды был женат, став отцом пятерых детей. В жизни Мела тоже оказался русский след. Лайза Сухотин, его последняя жена, — это Елизавета Михайловна Сухотина, правнучка М.С. Сухотина — зятя Л.Н. Толстого. «Слышали, наша Лиза вышла замуж за Андрея Болконского», — говорили бельгийские Сухотины. Продюсером этого фильм был сын русского дипломата на царской службе Дмитрий де Грюнвальд. Родители вывезли его ребенком в Англию, где он и воспитывался вместе с братом Анатолием, в последствии тоже ставшим продюсером. Их уже давно нет, но остались фильмы, где играют Бриджит Бардо, Софи Лорен и другие знаменитости.

Там, где надо было обратиться к русской теме, без Лилы не обходилось. Так, в фильме Rak (1972) Лила сыграла главную роль. Этим русским словом назвали ленту о борьбе с раком, которую ведет герой Давид, стремясь продлить и облегчить жизнь своей матери, русской по происхождению.

В комедии Великобритании «Жесткие битвы на мягких постелях» (1974) обыгрывается тема борьбы с немецкими фашистами в оккупированной Франции. Еще свежа война в памяти старшего поколения, но у британцев свое особое чувство юмора... В роли «бойцов сопротивления» — девочки из притона мадам Гренье, которую играет Лила.

В 1976 году Лила снялась в психологическом триллере «Жилец» у скандально известного режиссера Романа Полански. Он же исполнил роль главного героя. В роли мадам Гадериан Лила снималась вместе с Изабель Аджани и Мелвином Дугласом. Фильм получил восторженные отзывы. Сейчас уже можно признать, что время не состарило картину. Герой Романа Полански сходит с ума и делает это столь искусно, что знатоки назвали этот фильм «путеводителем по шизофрении».

«Перестань называть меня крошкой» (1977) — французская комедия, где Лила в роли графини Токвилль встречается на съемочной площадке с будущей звездой Голливуда Джоди Фостер, которой в ту пору едва исполнилось 15 лет. В памяти поклонников американской звезды остались песни из этого фильма в исполнении Джоди-подростка.

Затем был фильм по повести Ромена Гари «Свет женщины» (1979). Ромен Гари — личность во Франции более чем известная. Французский писатель, режиссер кино, пилот Второй мировой войны и дипломат. Настоящее имя Ромена Гари — Роман Кацев. Он родился в семье литовских евреев в Вильно в 1914 году. Мать — Мина Овчинская в конце 20-х годов переехала с сыном во Францию. Отец, Арье-Лейб Кацев, погиб в Освенциме. Во время Второй мировой войны Ромен служил пилотом под началом де Голля в летных отрядах французского Сопротивления «Сражающаяся Франция». Награжден многочисленными медалями и орденами. Потом был на дипломатической работе, с 1956 года — генеральный консул Франции в Лос-Анджелесе. Как писатель, единственный дважды удостоенный Гонкуровской премии. Конец Ромена Гари оказался трагическим — он застрелился в 1980 году. В предсмертной записке Ромен написал: «Можно объяснить все нервной депрессией. Но в таком случае следует иметь в виду, что она длится с тех пор, как я стал взрослым человеком, и что именно она помогла мне достойно заниматься литературным ремеслом».

В психологической драме «Свет женщины» заняты две иконы европейского кино Роми Шнайдер и Ив Монтан. Немолодой мужчина скорбит о смерти жены. Героиня Роми Шнайдер, Лидия, тоже переживает личную драму. Оба одиноки. Это фильм о тех путях, которые иногда причудливо выбирает любовь. Кедрова играет русскую, живущую в Париже пожилую женщину, не лишенную привлекательности и элегантности, — свекровь Лидии Соню Товарски. Так что в фильме не обошлось без очередной «развесистой клюквы». В частности, кадры празднования дня рождения. Режиссировал фильм натурализованный во Франции грек Коста-Гаврас (Константин Константинович Гавровский), известный как гражданин мира, который своим творчеством последовательно борется с тоталитарной властью в каком бы виде она не проявлялась: режим черных полковников, гитлеровский фашизм, сталинские репрессии или латиноамериканская хунта. Оскароносец и дважды призер Каннского фестиваля.

Оператор фильма — мэтр мирового кино Рикардо Аронович. Нам посчастливилось быть с ним знакомыми. Оказалось, что у него тоже русские корни. Из Одессы его предки добрались до Аргентины, где и родился Рикардо. Он долго работал в Аргентине и Бразилии. Потом перебрался в Париж. Любит русское классическое кино, такое как «Броненосец Потемкин». Снял более 90 фильмов. До сих пор преподает операторское искусство в Киношколе Парижа. Предметом его особой гордости является философская драма «Вторжение», которую сняли аргентинские кинематографисты по сценарию Хорхе Луиса Борхеса и который недавно был представлен в Торонто на кинофестивале. Действие фильма происходит в вымышленном городе Аквилея, которому угрожает вторжение внешних захватчиков. Они тайно переправляют в город оружие и радиостанции, чтобы координировать вторжение. Захватчикам противостоит группа обычных граждан под руководством пожилого дона Порфирио. Защитников слишком мало, и постепенно становится ясно, что им не удастся защитить город. В 1978 году, во время военной диктатуры в Аргентине, в Буэнос-Айресе была похищена часть оригинальных негативов фильма. Полный их набор удалось восстановить лишь в 1999 году.

В 1979 году выходит «Гуляка» режиссера де Брока, жанр которого определяется как сексуальная комедия (Франция). В центре сюжета концертирующий пианист (Жан Рошфор), который по ходу сюжета встречается со своими бывшими и настоящими возлюбленными, роли которых исполняют Анни Жирардо и Даниэль Дарье. Лила в роли импресарио главного героя не порывает связи с родиной и родным языком, который использует для общения с советскими музыкантами, по сюжету приехавшими к маэстро-жизнелюбу из Ленинграда.

С испанской актрисой русского происхождения Еленой Самариной (Елена Георгиевна Вологжанина) Лила встретилась на съемочной площадке фильма Widows nest (1977) производства Испания ‒ США. Елена Самарина родилась в Омске в 1933 году и, к сожалению, умерла в 1969-м. Она неизвестна российской публике, так как снималась в фильмах ужасов. В одном из них (Nido de viudas) снималась и Лила.

«По сточной трубе в рай» (1979) ‒ реальная история об Альберте Спаггиари, профессиональном грабителе, который стал известен благодаря сенсационному ограблению банка Societe Generale в 1976 году во Франции. Вместе со своими соучастниками он вскрыл более 400 банковских ячеек, украв около 60 млн франков. Когда полиция попала в хранилище, то обнаружила записку «без оружия, без ненависти, без насилия». Такое вот «гуманитарное ограбление». Поначалу полицейские были сбиты с толку, потом им все-таки удалось поймать одного подозреваемого. Арестованный признался, что был частью банды, и сдал всех своих сообщников, включая Спаггиари, в 1977 году в Ницце. Тем не менее главарю удалось сбежать во время допроса. Он отвлек судью, дав ему заведомо ложные показания, и, воспользовавшись его замешательством, выпрыгнул из окна, где стоял мотоцикл с сообщником. Спаггиари так и не был пойман. Умер от рака горла в Италии в 1989 году. Интерес к романтике грабежа не утихал. В 2007 году появился римейк фильма режиссера Жана-Поля Рува «Без оружия, без ненависти, без насилия».

С Катрин Денев Лила играла в том же 1977 году во французском приключенческом фильме March or Die о легионерах в Африке. Фильм изобилует экзотикой: бурнусами, верблюдами и белыми кепями легионеров, недвусмысленно напоминая прославленную «Касабланку».

В 70-е годы Лила снялась в популярном французском сериале Cinema 16, а также на британском телевидении в сериале Second City Firsts, где каждый фильм продолжительностью 30 минут был отдельной историей. В Эпизоде 1 Trotsky is dead (1976) рассказывалось о Троцком, где Лила исполняла роль Наташи, жены Троцкого.

Фильмография Лилы Кедровой — это история кино с 1938 по 1993 год. Вкладом в мировую классику кино стал и следующий фильм Лилы «Загадай мне загадку» (1980). Лила незаметно переходит на роли матерей и бабушек. Чета стариков, Ева и Давид не могут похвастаться, что прожили долгую счастливую жизнь. Лирическая история о паре, на пороге смерти вновь нашедшей любовь. В этом фильме режиссер и дважды оскароносец Ли Грант использовала тот же образ пожилой женщины-эмигрантки из Восточной Европы, что и в предыдущем фильме «Свет женщины». Сценарий написан по произведению старейшей американской писательницы Тилли Олсен (Лернер). В 1930 году она вступила в компартию США, а в 1961-м написала четыре коротких истории под общим названием «Загадай мне загадку». Лила Кедрова за роль Евы удостоена премии итальянского фестиваля Taorima Film Festival «Золотая маска».

На съемочной площадке римейка семейной драмы 1948 года «Ужасные родители» (1980), снятой по сценарию Жана Кокто, Лила снова встречается с Жаном Маре. Она играла Ивонн, которая кончает жизнь самоубийством.

В том же 1980 году фильм Великобритании вышла «Соната призраков» по пьесе шведского писателя-символиста Августа Стриндберга. Те, кто знакомы с творчеством этого писателя, знают, что оно далеко от реализма — пьесы-сны трудно поддаются расшифровке. В этом фильме Лила играет мистический, символический персонаж — Мумию. Пожалуй, это была самая сложная роль, которую ей приходилось играть в жизни. На фоне откровенно коммерческой продукции Голливуда и европейского кино, творчество Ингмара Бергмана, который ставил эту пьесу в театре в 1973 году, «Соната призраков» — элитное кино, где зритель постоянно задается вопросом в действительности ли это все происходит или во сне.

В итальянском фильме «По очереди» (1981) Лила играет в эпизоде с Витторио Гассманом. Чисто коммерческая английская лента «Кровавый прилив» (1982) — фильм ужасов, где действие происходит на греческом острове, на котором обитают монстры и их жертвы — девственницы.

В 1983 году Лила снялась в эпизоде фильма-катастрофы «Завещание» с Кевином Костнером.

Единственное выступление на бродвейских подмостках c мюзиклом «Зорба!» в 1983 году принесло актрисе сразу две премии «Тони» и Drama Desk Award.

В 1984-м на съемочной площадке английского костюмированного фильма с замками, рыцарями и турнирами времен легендарного короля Артура «Легенда о сэре Гавейне и Зеленом рыцаре» актриса встретилась с легендой уже нашего времени — Шоном Коннери. В роли выжившей из ума бабушки Кедрова появилась в американской комедии Some girls (1988).

В том же 1988-м на Канадском телевидении Лила сыграла старую еврейскую женщину в фильме о Холокосте Two men. Через сорок лет герой ленты встречается с предателем, который во время войны выдал всю его семью нацистам. Он у всех спрашивает, что ему делать, как поступить, но никто не знает, как поступить с негодяем. Старая тетя Роза (тут стоит заметить, что у каждого еврея в жизни бывает своя тетя Роза — образец нравственности) убеждает героя вернуться на путь религии. Предателя же наказывает Бог — его сын погибает в автокатастрофе. Фильм был награжден премией Академии кино и телевидения Канады Gemini (эквивалент премии Emmy в США).

Но на закате карьеры в 1991 году Лиле удается еще раз блеснуть во второстепенной роли во франко-канадском фильме, поставленном по новелле Хэмингуэя «Звезда для двоих», где в главных ролях снялись Энтони Куинн и Лорен Бэколл. Эта простая мелодрама подкупает вдохновенной игрой и самоотдачей и Энтони и Лорен. Если Лорен красива и элегантна, то Энтони невероятно обаятелен и моложав, а эпизод, когда Куинн пьяный с бутылкой в руке поет и танцует у фонтанов, по мнению критиков, великолепен. Запомнился и эпизод с вечеринкой и танцами в доме для пожилых людей, который содержит героиня Лорен Бэколл.

В 1993 году Лила снялась в итальянском фантастическом фильме «Следующий раз — огонь!», где герой пытается поменять местами женщин своей жизни: мать, жену и дочь. Лила — в роли матери. В заглавие фильма вынесены размышления главного героя профессора Сорбонны Амедео, которого играет Рошфор, о старости, о смысле жизни, о раскаянии, о неизбежном конце и о грехах. Почему следующий раз огонь? Согласно Библии, «в следующий раз после всемирного потопа Бог придет и будет судить этот мир, но на этот раз не водой, а огнем».

Последний ее фильм датируется 1993 годом, а последний спектакль — 1991-м. Актриса много лет болела и умерла в Канаде в 2000 году. По ее желанию, не было «официальных похорон», как писала городская газета Sault Star. Творческое наследие Лилы Кедровой составляет более 60 фильмов и телесериалов.

По прошествии многих лет стало ясно сколь значительную роль в мировой культуре XX столетия сыграла российская эмиграция. Причем не только сами носители универсального языка, какими были музыканты или художники, но также и следующее поколение. Потомки эмигрантов оказались вовлечены в известнейшие спектакли и фильмы. Создавали картины и музыку кино. Важнейшими сферами проявления позитивного российского влияния в искусстве Европы и Нового света были литература, балет, французское и американское кино, парижская мода. Интерес к русской культуре породил экранизацию великих классических произведений, таких как «Анна Каренина» и «Братья Карамазовы», а также спектаклей «Распутин и Императрица», «Я убил Распутина», «Три русские девушки», «Княжна Тараканова». Современники оценили талант эмигрантов из России. Художник Анненков и актриса Натали Вуд были номинированы на премию «Оскар», Лиля Кедрова и Юл Бриннер получили ее в актерской номинации, а композитор Дмитрий Темкин, написавший музыку ко многим кинофильмам в Голливуде, получил четыре награды Академии в номинации музыка к фильмам. Остались в истории кино имена режиссеров Федора Оцепа, актрис Аллы Назимовой и Анны Стен, художников Бакста и Анненкова. Эмигранты из России участвовали в создании классики мирового кино. И сейчас опытные продюсеры снимают римейки по старым классическим фильмам.

Жаль, что Лиля Кедрова не оставила мемуаров. Она могла бы рассказать о встречах на съемочной площадке с великими режиссерами Романом Полански и Альфредом Хичкоком, Коста-Гаврасом и Робером Оссейном, с великими актерами своего времени Витторио Гасманном и Жаном Маре, Анук Эме и Анни Жирардо, Мелом Ферером и Джуди Фостер и многими другими...

 


Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская
24 октября 2012

Дорогие друзья!

Приносим свои извинения в связи с задержкой публикаций на сайте в связи с техническим сбоем.

Мы делаем всё возможное!

15 марта 2010

15 марта пришла весть горькая и страшная — не стало Татьяны Владимировны Загорской, изумительного художника-дизайнера, отличавшегося безукоризненным вкусом, любовью к своему делу, высоким профессионализмом.

На протяжении долгих лет Татьяна Владимировна делала журнал «Страстной бульвар, 10» и делала его с таким пониманием, с таким тонким знанием специфики этого издания, с такой щедрой изобретательностью, что номер от номера становился все более строгим, изящным, привлекательным.

В сентябре 2009 года Татьяна Владимировна перенесла тяжелую операцию и вынуждена была отказаться от работы над «Страстным бульваром», но у нее оставалось еще ее любимое детище — журнал «Иные берега», который она придумала от первой до последней страницы и наполнила его своей высокой культурой, своим щедрым и светлым даром. Каждый читатель журнала отмечал его неповторимое художественное содержание, его стиль и изысканность.

Без Татьяны Владимировны очень трудно представить себе нашу работу, она навсегда останется не только в наших сердцах, но и на страницах журнала, который Татьяна Загорская делала до последнего дня с любовью и надеждой на то, что впереди у нас общее и большое будущее...

Вечная ей память и наша любовь!

25 декабря 2009

Дорогие друзья!
С наступающим Новым Годом и Рождеством!
Позвольте пожелать вам, мои дорогие коллеги, здоровья и благополучия! Радости, которое всегда приносит вдохновенное творчество!
Мы сильны, потому что мы вместе, потому что наше театральное товарищество основано на вере друг в друга. Давайте никогда не терять этой веры, веры в себя и в свое будущее.
Для всех нас наступающий 2010 год — это год особенный, это год А. П. Чехова. И, как говорила чеховская героиня, мы будем жить, будем много трудиться, и мы будем счастливы в своем служении Театру, нашему прекрасному Союзу.
Будьте счастливы, мои родные, с Новым Годом!
Искренне Ваш, Александр Калягин

***
Праздничный бонус:
Новый год в картинке
Главные проекты-2010 в картинке
Сборник Юбилеи-2010 в формате PDF

27 октября 2008

Дорогие друзья, теперь на нашем сайте опубликованы все номера журнала!
К сожалению, архивные выпуски доступны только в формате PDF. Но мы
надеемся, что этот факт не умалит в ваших глазах ценности самих
текстов. Ссылку на PDF-файл вы найдете в Слове редактора, предваряющем
каждый номер. Приятного и полезного вам чтения!