"И познаете истину..." / Возвращение имени Александра Солодовникова

"И познаете истину..." / Возвращение имени Александра Солодовникова

Статья в PDF

 

В издательстве «Кордис» (Магадан – Санкт-Петербург) вышла книга русского духовного поэта XX века Александра Солодовникова «Сеймчанский след». На книжном фестивале «Красная площадь» в Москве ее включили в топ десяти самых редких изданий. Это не удивительно, потому что спустя почти шестьдесят лет читателю открылся самый трагичный, колымский период жизни и творчества потомка знаменитой семьи русских кондитеров Абрикосовых, поэта и драматурга, стоявшего у истоков создания советской детской литературы.

Имя Александра Александровича Солодовникова (1893–1974), практически забытое, вернулось только в конце 1990-х. В журналах и газетах стали появляться подборки его стихов, в 1993 году, к 100-летию со дня рождения поэта был создан телевизионный документальный фильм «Слава Богу за все» о его жизни и творчестве. Первая книга «Я не устану славить Бога» увидела свет в 2006 году при поддержке Русского общественного фонда Александра Солженицына и протоиерея Николая Соколова – настоятеля храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. Издательство «Деоника» выпустило мультимедийную книгу-диск «Я не устану славить Бога» и диск с записью музыкального радиоспектакля по пьесе А. Солодовникова «Джон – веселое сердце», а в 2010 году была опубликована вторая книга «…В светлом саду христианства» – полное собрание стихотворений поэта, пять его пьес для домашних рождественских спектаклей, рукописный нотный сборник и воспоминания современников.

Новое издание «Сеймчанский след» посвящено 125-летию со дня рождения Александра Солодовникова и 80-летию начала массовых политических репрессий в нашей стране в 1937 году. Его главную часть составляют разделы, построенные на материалах магаданского историка-краеведа С.В. Будниковой, представившей архивные документы и новые факты пребывания поэта в колымском поселке. «Прошло уже более 60 лет с тех пор, как Александр Солодовников покинул Сеймчан. Казалось, что все свидетельства его пребывания на Колыме утрачены безвозвратно, – размышляет издатель С.А. Склейнис. – Но стоило проявить интерес к имени поэта, и оно вернулось из небытия. Его помнят старые колымские газеты, архивные документы…»

В общей сложности Солодовников провел на Колыме 16 лет: шесть из них в заключении, оставшийся срок на поселении в Сеймчане. В Москву смог вернуться только в 1956 году, получив справку о реабилитации. В беседах он практически никогда не касался того мучительного времени. Когда ему предлагали записать воспоминания о лагерном прошлом, отказывался. О Колыме говорил: «Я видел там все…»

«Сеймчанский след» стал частью большого научно-исследовательского проекта Магаданского областного краеведческого музея по воссозданию колымского периода жизни и творчества Александра Александровича Солодовникова. Юность правнука «кондитерского короля России» Алексея Ивановича Абрикосова, получившего блестящее образование в Императорской Московской практической академии коммерческих наук и на юридическом факультете Московского университета, пришлась на тяжелое революционное и послереволюционное время. Таким как он редко удавалось уцелеть в стране красного террора. Первый арест, резко изменивший всю его жизнь, произошел в 1919 году. Солодовникова обвинили в принадлежности к контрреволюционной группировке и заключили в Бутырскую тюрьму. Здесь один из охранников дал ему небольшую икону преподобного Сергия Радонежского. Она сохранилась до наших дней, на оборотной стороне есть надпись, сделанная рукой Александра Александровича: «Образ пр. Сергия. В камере вн. тюрьмы ВЧК. Х. 1919. Оставалась в углу от тех дней, когда здесь была гостиница. Охрана стала снимать. Я упросил отдать этот образ мне. С тех пор берег». В Бутырке Солодовников провел полгода, затем его перевели в главную городскую тюрьму Саратова, где он отсидел два года. Знак того времени – сохранившийся карандашный портрет поэта, сделанный сокамерником Иосифом Банчувом. Под портретом художник написал слова Иисуса Христа из Евангелия: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными».

Трижды Александра Солодовникова арестовывали по ложным обвинениям, но ему удавалось добиваться освобождения. В 1939-м все сложилось иначе: его осудили сроком на шесть лет и сослали на Колыму, на молибденовые рудники. Это чудо, что он остался жив, что не сломался, не потерял веру. «Здесь одно спасенье – молиться / И о детстве думать ночами».

Александр Солодовников писал стихи с юности. В лагере и позднее, когда жил в Сеймчане, они тоже стали для него утешением. В прошлой жизни, еще в Москве, он был членом Всероссийского Союза поэтов при Наркомпросе. По понятным причинам не мог публиковать стихи на духовные темы, поэтому сочинял для детей, печатался в книгоиздательстве Мириманова, в журнале «Искорка». Создавал пьесы, и его «Колька Ступин» шел в Московском детском театре. В условиях несвободы – в бараке, на поселении – творчество не прерывалось. В Сеймчане Александр Александрович играл в спектаклях драматического кружка местного клуба, работал в детском саду музыкальным руководителем, писал стихи и музыку.

Книга «Сеймчанский след» получила название от небольшой тетради «Сеймчанские следы» (Сеймчан. 1946–1956). В нее Солодовников вклеивал вырезки из местных газет, статьи, где упоминалось его имя. Тетрадь эту Александр Александрович при жизни никому не показывал, долгое время она хранилась в его личном архиве, и только в 2015 году копию этого бесценного документа и еще ряд материалов (фотографии, личные вещи, рукописи) передала Магаданскому областному краеведческому музею троюродная сестра Солодовникова Анна Петровна Шпакова, живущая в Москве.

В новой книге представлено поэтическое наследие Александра Солодовникова, охватывающее все периоды его жизни – от 1914 до 1974 года. Получился объемный и многогранный портрет поэта, который говорил: «Моя автобиография – это мои стихи». По словам протоиерея Николая Соколова, поэзия Солодовникова очень автобиографична: «Это поэтический человеческий документ – стихи чудом выжившего узника сталинской каторги. Если даже не знать судьбу автора, то достоверность боли в его строчках не вызывает сомнения».

Каждый из восьми разделов предваряют вступительные статьи составителей – А.П. Шпаковой и заместителя директора Магаданского краеведческого музея С.П. Будниковой. В книге богатый иллюстративный материал и обширная библиография, в приложении впервые публикуются некоторые архивные личные документы А.А. Солодовникова из фондов Государственного архива Магаданской области. Оформил «Сеймчанский след» магаданский художник Владимир Мягков.

Книга достойно начала свой путь в 2017 году и сразу получила высокую оценку. На Шестом Дальневосточном региональном конкурсе изданий вузов «Университетская книга – 2017» она признана лучшей в номинации «Историко-биографическое, краеведческое издание», на выставке «Печатный двор» во Владивостоке отмечена золотой медалью в номинации «Поэзия», на открытом межрегиональном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия – 2017» – призовым местом в номинации «Лучшая краеведческая книга». Так Александр Солодовников вновь вернулся на Колыму, но уже не сидельцем ГУЛАГа, как точно подметила И. Борщевская в статье «Сеймчанский след выдающегося поэта», а нашим духовником в постижении веры, надежды и любви.

В материале использованы фотографии из фондов Магаданского

областного краеведческого музея


Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская