МИХАИЛ ВЕЛЛЕР: однажды ночью он понял, как устроен мир

МИХАИЛ ВЕЛЛЕР: однажды ночью он понял, как устроен мир

Статья в PDF

 

90% читателей знают Михаила Веллера как прозаика, одного из лучших современных русских писателей. Между тем сегодня Веллер — преимущественно философ, создатель теории энергоэволюционизма.

 

По Веллеру, существование Вселенной рассматривается как эволюция первичной энергии «Большого Взрыва», и эта энергия связывается в материальные структуры, все более сложные, которые, в свою очередь, распадаются с выделением энергии, и эти циклы идут с ускорением». Существование человека рассматривается Веллером субъективно как сумма ощущений и стремление к получению максимально сильных ощущений, а объективно — как стремление к совершению максимальных действий по изменению окружающей среды. Человечество, наращивая прогресс цивилизации, захватывает свободную энергию и, преобразуя, выделяет энергию наружу в увеличивающихся масштабах и с увеличивающейся скоростью, преобразуя окружающую материю и тем самым находясь на острие эволюции Вселенной. Категории морали, справедливости, счастья и любви рассматриваются как психологическое и социальное обеспечение для стремления биосистемы к совершению максимальных действий по преобразованию достижимой части Вселенной. Конец истории видится Веллеру как действие постчеловечества по выделению всей энергии вещества Вселенной, то есть, фактически, Нового Большого Взрыва, который уничтожит нашу Вселенную и явится зарождением Новой.

С докладами о теории энергоэволюционизма Веллер выступал на Международном философском форуме в Афинах, где ему была вручена Золотая медаль; на Днях философии в Санкт-Петербурге; на Всемирной конференции International Big History Association в Сан-Франциско, на Лондонской международной книжной ярмарке представлял свой четырехтомник: первый том назывался «Энергоэволюциозм», последующие соответственно «Социология…», «Психология...» и «Эстетика эволюционизма»; в августе он выступил на Всемирном философском форуме в Пекине.

Выдающийся российский ученый-философ, доктор философских наук, сопредседатель Научного Совета РАН по методологии Искусственного интеллекта и когнитивных исследований Давид Дубровский так отозвался о Веллере: «Его доклады и лекции всегда вызывали большой интерес философской общественности, так как содержали оригинальные концептуальные подходы к решению актуальных проблем и опирались на основательное знание современных данных науки. Философская и научная эрудиция Михаила Иосифовича всегда заслуживала самой высокой оценки».

Этот текст — интервью только отчасти. Скорее — попытка понять и объяснить суть миропонимая Веллера с участием самого Михаила Иосифовича.

Как и почему писатель пришел к философии

М.В: Слово «философ» — единственное, пожалуй, на сегодня обозначение профессии, окутанной ореолом уважения и легкого преклонения. Если «политик» — нечто почти всегда грязное и не вызывающее доверия, «писатель» — нынче любой олигарх, богатая шваль может нанять журналистов, которые напишут его автобиографию, и он гордо станет именовать себя писателем. Философ — человек, который мыслит; который проницает своим умищем глубины бытия, за что и пользуется уважением. Хотя… вот студенты поступили на философский факультет — и каждый из них философ… Доктор наук, защитивший диссертацию на тему «Роль марксистско-ленинской философии в воспитании советского патриотизма», тоже философ. А вот Сократ — образования у него не было, диплома — тоже, у него не было никакой формальной атрибутики…

Но ученики были!

Из-за учеников он и пострадал. Когда его любимый ученик Критий стал самым кровавым из афинских 30 тиранов, после свержения режима тирании демократы этого ученика Сократу и припомнили.

В ХХ веке, подчеркивает Веллер, все критерии сместились, и философия от позитивизма, то есть от учения, идущего от фактов, от научных открытий, сместилась в сторону экзистенциализма. А это, строго говоря, не наука. Как говорит Веллер, всякая философия экзистенциализма выражена в одной фразе Холдена Колфилда, героя культового некогда романа «Над пропастью во ржи»: «Мне плевать на то, что такое этот мир и как он устроен, я хотел бы знать, как мне-то в нем жить!» И мир оказался без философии.. Потому что экзистанциализм занимался страданиями человека, которые ему присущи имманентно, неискоренимы. Человек одинок, ему страшно и он страдает. А неомарксизм, который пышно пошел в рост с конца 1920-х годов, занимался переустройством этого мира, где главным было разрушить буржуазное общество до основания, а затем на его обломках построить новый справедливый мир. Насчет справедливого мира было неясно, так что сосредоточились на главной и понятной задаче: снести всё!..

А что касается постижения мира, то здесь образовалась определенная дыра. Никто ничем не занимался. Особенно в Советском Союзе.

Между тем сочинялось множество трудов по диамату, истмату, марксистско-ленинской эстетике и т.д. Не так ли?

М.В.: Совершенно справедливо! На юбилейном заседании Российского философского общества, посвященном 200-летию Маркса, я выступал одним из докладчиков. Трое остальных были профессорами марксизма-ленинизма советской эпохи. Оказалось, что Парк Юрского периода существует и пор сей день! И что такие звероящеры, которые не понимают ничего, кроме марксизма в советской версии, еще имеют место быть. Как говорили умные люди, философ — не справка об образовании; не печать, на которой что-то написано. Это образ мыслей. Это мировосприятие. Это представление о мире и способность его анализировать. Поэтому малограмотный крестьянин вообще-то может быть философом. Односельчане говорят: «Он мудрый человек». Потому что он понимает отношения бедных и богатых, мужчины и женщины, отцов и детей. И ходят к нему поговорить о главном и вечном. Он мудрее, чем профессор марксизма, заставляющий студентов зубрить цитаты и догмы.

Пугающее озарение 1981 года

Веллер в Таллинне, в 1981 году, в возрасте 33 лет (!) как-то ночью вдруг понял, как устроен мир. И знание это было довольно страшным. Потому что он понял, что человечество непременно должно покончить с собой и со всем, до чего сможет дотянуться.

Почему же вы тогда не написали об этом?

Потому что в 1981 году в Советском Союзе за такую книгу посадили бы. Или заперли в психушку. Но даже если оставят на свободе, речи быть не могло, что у тебя не отберут эту книгу.

И только в 91-м году напечатали все. Вышло первое издание «Приключений майора Звягина», где эпилог был: «О вечных вопросах и устройстве мира». А в 96-м году первым изданием, в Израиле, вышел роман «Самовар», где вся вторая часть под названием «Всеобщая теория всего» была о том, почему человек живет нелогично, отчего его мытарства, к чему он стремится.

В 1998 г. Веллер написал 800-страничную книгу «Всё о жизни».

М.В: Я ожидал тиража 5000 экземпляров. А получилось, что в Москве эта книга лежала на всех лотках, и несмотря на солидную цену ее продавали на улицах, перекрестках, вокзалах. Сегодня суммарный тираж всех ее 15-ти или около того изданий примерно полмиллиона!

После выхода книги Веллер ожидал, во-первых, фанфар. А во-вторых, страшную ругань в свой адрес. Но ни того, ни другого не случилось. Правда, первая реакция крупного российского специалиста Давида Дубровского была негативной, но это, скорее, от того, что теория энергоэволюционизма оказалась слишком непривычной. Позднее Дубровский полностью сменил свою точку зрения, организовал доклад Веллера в Институте философии РАН, они стали друзьями. Но в целом поначалу острой реакции не было.

Почему?

М.В. Россия не создана для философии... И когда говорят о русском философском ренессансе начала ХХ века… Во-первых, не может быть возрождения того, чего не было раньше. Во-вторых, все это было не философией, а теософией, все шло от христианства, от православия. И, наконец, — это эссеистика. Отрывочные рассуждения на разные темы. Цельного, системного мировоззрения не возникло. А потом пришли большевики…О какой философии вы говорите?.

И Веллер оказался в вакууме, потому что некому было воспринимать. Это продолжалось довольно долго. В 2002 году вышла «Кассандра» — как продолжение Большой книги. (Почему «Кассандра»? Да потому что, как сказал Высоцкий, «ясновидцев, как и очевидцев, во все века сжигали на кострах»). В 2002 году Веллер переехал в Москву и только приблизительно с 2012 г., когда он делал пленарный доклад на Всемирной встрече в Москве “Global Future 2045”, где-то возникли интерес и понимание. Пригласили в Российское Философское Общество, а потом стали приглашать на Дни российской философии в Петербурге и на международные форумы. Академик Лекторский заказывает Веллеру статью для академического журнала «Вопросы философии», профессор Мариносян для «Философских наук», список длинен.

Понемногу эта теория пробивается. Лакуны в ней в течение 20 лет дополняются разными людьми, с разными взглядами. Один из признаков серьезной теории — насколько велика ее объясняющая сила. Энегроэволюционизмом вроде бы можно объяснить всё происходящее. Это подтверждает глубокая книга Жака Аттали «Краткая история будущего». И работы популярного ныне историка Юваля Ноя Харари.

 

Мы нужны, чтобы состоялся Большой взрыв

Однако почему все наши деяния направлены на то, чтобы в конце концов взорвать Вселенную, а с нею и себя?

М.В.: Так ведь — простите, но до меня никто не сказал! — человечество во Вселенной — не просто так, не прихоть, а абсолютно естественный и логичный этап всей эволюции Вселенной. Необходимое звено этой эволюции. Через человечество энергоэволюция Вселенной идет все быстрее. История Вселенной сводится к тому, что аморфная, недифференцированная энергия связывается во все более сложные материальные структуры, которые затем распадаются с выделением огромного количества энергии, при этом образуются еще более сложные частицы, которые затем связываются в еще более сложную структуру, которая затем опять распадается — и т.д. И от начала Вселенной этот процесс идет всё убыстряясь. И вот постчеловечество, те, кто на наших глазах приходят на смену, постлюди в виде электронных приспособлений, кибернетических приспособлений, когда-нибудь приведут к тому, что в минимум времени, которое стремится к нулю, вся масса Вселенной выделит всю энергию! Что будет концом нашей Вселенной и тем самым Big Bang’ом, Большим Взрывом, который даст начало новой Вселенной. Мы звено в этой цепи.

С этим трудно примириться. Но если вспомнить, что мы сделаны из тех атомов, которые образовались четыре-пять миллиардов лет назад, в неведомых глубинах Вселенной, при взрыве сверхновых. И комбинации этих самых атомов — мы. Ну так будут и последующие комбинации.

Это относится к нашей Вселенной? Обозримой?

Это исходит из господствующей уже век теории Большого взрыва и нашей Вселенной. Здесь не может быть окончательного знания: что такое темная энергия, что такое черные дыры, что такое струнная теория Вселенной, сколько Вселенных может быть? Гипотезы многочисленны… Толком не доказанные и не обсчитанные. Но в рамках основных представлений о Вселенной дело обстоит примерно так.

 

 

 

Мы перестаем быть

Но для человека, который воспринимает себя как венец творения, это все достаточно страшно. Обидно, когда выясняется, что ты должен уничтожить мир и самого себя.

М.В. На самом деле, в этом нет ничего страшного даже в нашем понимании, потому что человечество перестает быть. Цивилизованные люди перестают размножаться и сходят со сцены. Это относится ко всем цивилизованным странам. И отнюдь не потому, что не хватает денег. В бедных странах с размножением все в порядке. Каждый спокойно доживет свой благополучный век. Просто детей и окружающих будет все меньше…

В последние полвека человечество уменьшается. Ведь даже двух детей на одну женщину не хватает для простого воспроизводства. Но и двух-то в развитых странах нет. Мы уже исчезаем — постепенно…

Человечество еще не поняло, что оно отмирает. Никакой войны людей и машин не будет. Потому что люди сознательно, инициативно и добровольно заменяют себя машинами. Если во времена Куприна или Чарли Чаплина образ завода-Молоха, который подчиняет себе людей, пожирает их, был метафорой, то сейчас служение человека компьютеру перестало быть метафорой. Массы людей свое время, труд, жизнь подчиняют компьютеру. Причем от нуля (первых персональных компьютеров Стива Джобса) до нынешнего положения прошло всего 40 лет. Компьютер насыщается все новыми функциями, о которых еще вчера никто и подумать не мог, и эти функции для выживания человека и его процветания не нужны. Обновление программ идет постоянно, и мы должны смириться с тем, что все время будем новичками в пользовании компьютером, потому что обновление происходит само и неизбежно. И люди работают над тем, чтобы компьютер усложнялся.

Мне не нужен сложный сегодняшний компьютер! Вот автомат Калашникова: не надо, чтоб он имел встроенный магнитофон, веер для сушки портянок и щетку для чистки сапог. Нужен АКМ простой и надежный, который понятен дураку и стреляет в любых условиях. А компьютер мне нужен такой, который работает печатной машинкой, хранилищем всех текстов, позволяет ходить по всему Интернету и архивировать в папках все необходимое для работы; еще переписываться, смотреть кино и разговаривать по скайпу. Всё! Мне не нужны бесконечные обновления.

Огромная промышленность работает на то, чтобы компьютер усложнялся.

Так что будут заменяться отдельные органы, интеллект раньше или позже будет записываться на неорганические носители, и человек как изменятель мира перестанет быть необходимым. А вся наша мораль, культура, искусство — не более чем психологическое и сопутствующее обеспечение главной функции: переделывания мира.

Если мы перестанем быть переделывателями мира, то останемся хоть понимателями мира?

М.В.: Мы живем в настолько судьбоносный, настолько переломный, настолько важный и страшно интересный период, что ничего интереснее и важнее осознания происходящего сейчас нет. И каждый осознает, насколько может, и я осознаю насколько могу…

 

 

Фото АНДРЕЯ ФЕДЕЧКО с сайта ugranow.ru

 

 


Фотогалерея


Комментарии

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская