Как зажигаются звезды

Как зажигаются звезды

 

Статья в PDF

 

«Вы идете на фестиваль?» — примерно такой вопрос в разных вариациях доводится слышать от знакомых вашингтонцев из русскоязычной диаспоры каждый год ближе к концу мая. Каждый понимает, что речь идет о Международном фестивале детских и юношеских театров, который в нынешнем году прошел в американской столице уже в восьмой раз. И всегда он дарит нам множество открытий, знакомств, интересных спектаклей, а главное — радости.

Общее кредо фестиваля выразила председатель его оргкомитета Ани Кечиянц. «Мы собираемся каждый год, чтобы дать возможность молодым талантам посмотреть спектакли своих современников, обсудить их друг с другом, с взрослыми драматургами, режиссерами, актерами, найти новые решения для воплощения своих идей. И мы смотрим в будущее и надеемся, что из актеров этих детских театров вырастут новые Вахтанговы, Якуловы, Любимовы, Бенуа и Товстоноговы», — сказала она.

Многое в этом году происходило впервые. Например, участникам смотра было разрешено показать полноценные по времени спектакли. Если раньше приезжавшие в Вашингтон коллективы были ограничены только 45 минутами — почти как на школьном уроке, то теперь они могли показать постановки продолжительностью полтора-два часа — совсем как на взрослой сцене. Желающих попробовать оказалось много, и эксперимент, по мнению зрителей, удался, как рассказала президент Американской ассоциации русского языка, культуры и образования (ААРКО) Светлана Соколова.

Была подготовлена очень насыщенная программа мастер-классов. Своими знаниями поделился председатель жюри Александр Федоров, который провел разбор спектаклей и урок актерского мастерства с тремя театрами — «Радость», «Зеркало» и Русский театр из Аризоны.

Мастер-класс по вокалу провели Вероника Пресман из Торонто и Александр Толстой-Прохоров из Бостона. Уникальное занятие по клоунаде и пантомиме организовала группа мимов из Торонто «Жили-были», а мастер-класс по мультипликации проводила мультипликатор из Москвы Юлия Сарычева.

Кроме того, проходили встречи с русскоязычными писателями, поэтами и драматургами из разных городов Америки, которые пишут для детей.

Популярность фестиваля с годами приобрела такой размах, что количество спектаклей в афише стало превышать возможности устроителей их показать, а зрителей — посмотреть. Впрочем, организаторы даже из этой ситуации смогли найти выход. Они сделали конкурсную и внеконкурсную программы. В конкурсе участвовали те, кто намеревался во что бы то ни стало бороться за победу, но был готов и к поражению, а вне конкурса выступили коллективы, которые просто хотели поделиться радостью своего творчества.

Это позволило существенно повысить уровень фестиваля, который — могу заверить по собственному опыту — возрастает с каждым годом. Благодаря конкурсу, в Вашингтон приезжают коллективы с действительно сильными постановками.

«Впервые мы провели в Российском культурном центре конкурс «Малые театральные формы», в котором могли принять участие, например, дебютанты фестиваля, театры, состоящие из нескольких человек или представляющие детские сады, юным актерам из которых объективно трудно соперничать с более старшими исполнителями», — рассказала Соколова.

Эксперимент удался. «Мы хотели дать возможность всем выступить, научиться, увидеть уровень других, может быть, более сильных коллективов. И это сработало», — сказала она.

Многим помогли специальные разборы спектаклей, которые проходили после каждого выступления. И участвовать в них могли все желающие. Кто был на таких разборах, знает, насколько жаркими бывают там споры.

Все это помогло и фестивалю в целом, поскольку на основной сцене Театра имени Гарольда и Сильвии Гринберг в Американском университете шли только те постановки, которые в реальности претендовали на награды. В итоге основным лауреатом стал Музыкальный театр «Зеркало» из штата Вирджиния. По мнению многих зрителей и участников фестиваля, с его спектаклем «Рыжий, честный, влюбленный», получившим Гран-при, соревноваться было сложно. Четыре личных награды, которые получили артисты за эту постановку, служат тому подтверждением. Специальный приз жюри за роль Тутты Карлссон получила София Долженкова, лучшей женской ролью в старшей возрастной категории была признана Лора Ларссон в исполнении Елизаветы Предит, а мужской в том же самом разделе — Папа Ларссон, которого сыграл Илья Щелоков. В средней возрастной категории лучше всех был Томас Железняк, который блестяще исполнил роль Его Величества Людовика XIV.

Впрочем, другие театры от лидера не отставали и многие из них получили сразу несколько наград. Так, театр Splash из Пенсильвании к своему «командному» призу «Лучший ансамбль» в «Волшебных сказках Шахерезады» прибавил личые награды: отличились Саманта Харлап, Лиам Драпкин и Артур Склярский, отмеченные, соответственно, за лучшую женскую и мужскую роль второго плана и за лучшую мужскую роль в страшей категории.

Трижды за наградами в финале фестиваля поднимались на сцену представители канадского коллектива «Жили-были». Их «Сказки восточного базара» отмечены за прекрасную хореографию, а Мишель Брайнин и Алена Шлыкова названы лучшими исполнительницами женских ролей в средней возрастной категории.

По две номинации получили «Радость» из Техаса, «Волшебная страна» из Нью-Джерси, «Огниво» из Миннесоты, «Теремок» из Мэриленда, «Метафора» из Вирджинии, «Стрекоза» из Нью-Йорка, «Маски» из Торонто. Лучшим семейным спектаклем была признана постановка «Лето на Вишневой улице» Русского театра Аризоны.

Все спектакли были высокого уровня, так что жюри пришлось серьезно потрудиться, чтобы определить лучших из лучших. И как всегда, обсуждения постановок проходили в горячих спорах.

В жюри, как и на сцене, тоже были свои дебютанты. В частности, впервые его возглавил актер и режиссер Александр Федоров из Москвы, который стоит во главе Детского музыкального театра юного актера.

Светлана Соколова поделилась маленькой мечтой, рассказав об идее совместного проекта ААРКО и Федорова. Это детский мюзикл, который будут показывать одновременно в США и в России. В Москве его будут показывать дети из Америки, а в Вашингтоне, на сцене Кеннеди-центра — их российские сверстники. По ее словам, ААРКО и Детский театр юного актера под руководством Федорова уже ведут работу по реализации этой затеи. Впрочем, как и обычно, фестиваль был интересен не только спектаклями. В Вашингтоне прошла целая Неделя под названием «Мы говорим по-русски», что было по традиции приурочено ко дню рождения А.С. Пушкина.

С успехом прогремел ставший уже традиционным конкурс «Планета искусств — Вашингтон», в котором приняли участие юные таланты из США, Канады и других стран. Его участники показывали публике свои картины, пели песни, играли на музыкальных инструментах, танцевали, и делали это с такой искренностью, что оставаться равнодушными было просто невозможно.

Гвоздем программы и фестиваля стал теперь уже традиционный Пушкинский бал, который прошел в Золотом зале Посольства Российской Федерации. Прекрасные дамы в бальных платьях — даже самые маленькие — кружились в вихре танца с галантными кавалерами. Это был праздник, от которого все были в восторге.

Любопытно, что происходили на балу и некоторые метаморфозы. Например, Николай Моунс, волонтер AARCE из Вашингтона в прошлом году был Пушкиным, а в этот раз исполнил роль Дантеса. «Погоны мне подходят больше», — с улыбкой объяснил он причины такой перемены.

«Бал превзошел все ожидания», — подвела итог Наталья Мороз, представитель Россотрудничества в США. — Все участники пришли в замечательных костюмах, было подготовлено настоящее театрализованное представление. Такого еще не было». И с этим согласились многие из тех, с кем мне довелось поговорить. По их мнению, этот бал был лучшим.

Проходил праздник по сценарию, написанному Еленой Семеновой, которая «отправила» его участников на бал к царю Гвидону на чудесный остров. Сам сказочный властитель вместе с Царевной Лебедь встречал гостей под музыку «Вальса цветов» П.И. Чайковского и полонеза в исполнении Академии русского балета из Вирджинии под руководством Юрия Никитенко, а также под вальс «Нежность» в исполнении танцевальной группы театра «Зеркало».

Декорации и костюмы к балу выполнили волонтеры Людмила Хеттик и Оксана Кохе.

Своим видением сказок Пушкина поделилась со зрителями модельер Татьяна Коль, показавшая коллекцию детских бальных платьев, в которых были и Царевна Лебедь, и Золотая Рыбка, и Спящая Красавица, и Шемаханская Царица, и многие другие герои.

Бал объединил почти все танцевальные коллективы из Большого Вашингтона. Здесь были и балет, и бальные танцы, и народные. Непосредственно на балу было устроено несколько танцевальных мастер-классов.

Перед началом дети и впрямь «нанесли визит» Александру Сергеевичу. В ходе экскурсии по Вашингтону они побывали у памятника поэту, который был создан скульптором Александром Бургановым и установлен в 2000 году на территории студенческого городка Университета имени Джорджа Вашингтона.

Через год традиция должна повториться — и бал, и фестиваль, и конкурс искусств. А главное, море положительных эмоций детей и взрослых, которые в такие минуты сами немножко становятся детьми. Впрочем, эмоции не повторяются: они будут новыми, но обязательно такими же светлыми.

И снова будет звучать вопрос: «Вы идете на фестиваль?».


Фотогалерея


Комментарии

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская