Путь в Арктику бесконечен

Путь в Арктику бесконечен

Статья в PDF

 

Британский фотограф и писатель Брайан Александер живет в Дорсете, что на юго-западе Англии, но дома бывает не часто. Ему неполных 70 лет, и почти 50 из них он совершает ежегодные длительные экспедиции в Арктику. За эти годы Брайан узнал Гренландию, север Скандинавии, острова Канадского Арктического архипелага, Аляску, приполярные районы Сибири и Дальнего Востока.

Российскую Арктику Брайан Александер открыл для себя четверть века назад, когда в 1993 году побывал на Ямале. Позднее в одном из интервью признался: ехал туда без особого оптимизма, поскольку был уверен, что на российском Севере традиционные культуры не сохранились. Но все оказалось иначе. Он попал в стойбище оленеводов-ненцев, кочевал с ними по тундре, наблюдал за их размеренной жизнью. Казалось, этих людей не коснулось время, они шли за своими стадами и строили взаимоотношения с природой так же, как и далекие предки. С той поры Ямал стал для Брайана Александера местом особого притяжения. За те 25 лет, что британский фотохудожник приезжает в Россию, изучая и фиксируя жизнь коренных народов Чукотки, Якутии, Таймыра, Камчатки, Сахалина, его маршрут неизменно проходит через «край света» – именно так переводится с ненецкого языка Ямал. Этому арктическому полуострову Брайан Александер посвятил свою недавнюю выставку в Государственном музее Востока «Арктика: круги жизни». Она состоялась при содействии Министерства культуры Российской Федерации, Департамента международных и внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа и Фонда «Сотрудничество Ямала».  

Почти на всех фотографиях, запечатлевших суровый и прекрасный мир высоких широт, в центре внимания находятся люди, живущие на этой территории и сохраняющие свою самобытную культуру. Все, что попадает в объектив фотохудожника – обычные жизненные ситуации, предметы быта, творчество чукотских, якутских и канадских мастеров – становится источником познания. Куратор выставки «Арктика: круги жизни» Михаил Бронштейн отмечает, что Брайан Александер рассказывает о северянах объективно, непредвзято, не стремясь ни приукрасить их, ни выставить в неверном свете. Его работы дают ясное представление о том, в каких суровых условиях находятся эти народы, какими яркими красками наполнена их жизнь и культура.

Рассматривая творчество британского фотохудожника как научный документ, который фиксирует жизнь приполярных народов, организаторы включили в программу выставки научную конференцию «Крайний Север: пространство, время, народы, культуры. Визуальные образы и репрезентации». Она была подготовлена Музеем Востока совместно с Институтом этнологии и антропологии Российской Академии наук и объединила этнологов, археологов, искусствоведов, изучающих народы Севера, их историю и культуру.

Выставка «Арктика: круги жизни» представила лишь часть творческого пути фотохудожника, приобретшего за эти полвека мировое имя, но даже по нескольким десяткам фотографий можно было почувствовать его безграничное восхищение суровым краем земли. В предисловии к выставке Брайан Александер размышляет о том, что порой незначительное событие может кардинально все изменить. Для него, изучавшего в Лондоне фотоискусство и видевшего себя в будущем рекламным фотографом, таким событием стала книга датчанина Кнута Расмуссена «Люди Крайнего Севера» о его путешествиях в начале XX века по Гренландии и удивительных встречах с инуитами. В итоге Брайан прочитал все книги Расмуссена и других исследователей и решил, что обязательно побывает в той необычной и загадочной стране. Собственно, с этого момента и началось его постижение Арктики. В 1970-м Брайан Александер получил грант Королевского общества искусств Великобритании и отправился на север Гренландии, где  провел среди инуитов четыре месяца. Фотографии из этой экспедиции позднее были отмечены премией имени Джейкобса Королевского общества искусств.

Его никогда не останавливали экстремальные условия работы, потому что он получал бесценную возможность наблюдать за неповторимыми арктическими пейзажами, общаться с людьми, живущими в гармонии с суровой природой, находить среди них настоящих друзей. Поначалу Брайан Александер делал только снимки, сопровождая их лаконичными названиями, но со временем стал писать об Арктике и ее народах. В 1978 году в свет вышла его первая книга «Эскимосский мальчик», затем появились другие – «Охотники-инуиты севера», «Инуиты», «Исчезающая Арктика», «Что мы знаем об инуитах» и другие. Как фотограф и публицист, он сотрудничает с более чем 40 изданиями мира, в числе которых Time, GEO, Le Figaro, Smithsonian, People, The International Wildlife, National Geographic, Life Magazine, The Sunday Times. Его снимками иллюстрированы такие крупные серии книг, как «Peoples of the Wild» («Народы девственной природы»), «Hunters of the Polar North» («Охотники полярного Севера»), «Masked Dancers of West Africa» («Танцоры в масках Западной Африки»). Произведения Брайана Александера украшают коллекции многих музеев мира, среди которых Арктический центр в Рованиеми (Финляндия), Британский музей (Лондон, Великобритания), Музей цивилизации (Оттава), Музей Роберта (Пири, США). Свою выставку «Исчезающая Арктика» фотохудожник подарил Музею Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге.

На выставке в Музее Востока были представлены фрагменты опубликованных в разные годы воспоминаний Брайана Александера, в том числе отрывок из книги «Наш сибирский маршрут», написанной для английских школьников и рассказывающей о том, как он совершил с оленеводами Ямала длительную перекочевку по тундре. Несмотря на почти ежегодные поездки в этот «край земли», фотохудожник уверен, что там еще много мест, которые ему необходимо увидеть, и много интересных людей, с которыми нужно встретиться. 

Другая часть экспозиции, собранная в отдельном зале, представила «арктические феномены» – особые оптические эффекты, в том числе и полярное сияние, возникающие при сверхнизких температурах. Фотографии Брайана Александера поражают внутренней динамикой: он «схватывает» редкие состояния природы и вписывает в этот величественный пейзаж живущих здесь людей. Каждый кадр – эмоциональный диалог человека с бескрайними снегами, искрящимся солнцем, нереально голубым небом.

К «арктическим феноменам» автор и кураторы выставки относят и уникальное творчество северян, представляющее традиционную резьбу по кости и одно из современных направлений – литографию. Михаил Бронштейн говорит, что когда исследователи впервые соприкасаются с искусством Арктики, они всегда задаются вопросом: почему там, где вся деятельность социума должна быть подчинена задаче выжить, люди тратят время и силы на занятия, никак не связанные с выживанием? Точного ответа не существует, но очевидно, что именно творчество помогало приспособиться к Арктике. Еще в древние времена тамошние народы покрывали сакральными узорами свою одежду, гарпуны, наконечники стрел, вырезали из кости, дерева, камня скульптуры полярных зверей и птиц, человеческие фигурки и верили в магическую силу этих вещей.

Две небольшие витрины с археологическими экспонатами из фондов Музея Востока на этой выставке не имели прямого отношения к творчеству Брайана Александера, но они соединяли мир древнего и современного человека Арктики. Среди артефактов, привезенных сотрудниками музея с раскопок на Чукотке, – антропоморфные и зооморфные скульптуры, наконечники гарпуна из оленьего рога и моржового клыка, относящиеся к I тысячелетию н. э. Уникальные миниатюры, требующие пристального всматривания и вобравшие в себя многие до конца не раскрытые тайны, предстали в окружении портретов современных северных художников. Среди них, например, выдающаяся уэленская художница, потомственная резчица по кости Лидия Теютина. По ее эскизам сегодня работают резчики всемирно известной Уэленской мастерской. В отдельной витрине можно было увидеть произведения косторезного искусства из собрания Музея Востока, выполненные чукотскими художниками Лидией Теютиной, Верой Эмкуль, Александром Вакатгиргиным, Александром Сигунеем, Мариной Эргиро, якутским мастером Федором Марковым.

Брайан Александер хорошо знаком со многими художниками-северянами, с кем-то из них его связывают десятилетия дружбы. Такая эмоциональная близость и позволила ему передать в строгих и лаконичных портретах этих людей их характеры, непоказную любовь к своим корням, внутреннюю силу. Ведь Арктика остается Арктикой, и жизнь все так же сурова по отношению к ее жителям. Но искусство, как и в далекие исторические времена, продолжает играть для них оберегающую роль. 

 

Фото автора

 

 

 


Фотогалерея


Комментарии

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская