Фрида и Диего. Да здравствует жизнь!

Фрида и Диего. Да здравствует жизнь!

Статья в PDF

 

В Москве впервые представили творчество двух выдающихся художников Мексики – Фриды Кало и Диего Риверы. Впечатляющая по объему экспозиция, прошедшая в выставочном зале «Манеж», стала ретроспективой жизни и творчества одной из самых известных супружеских пар XX века. Из более 90 произведений живописи и графики, из арт-объектов, семейных фотографий и документальных кинолент сложилась живая история двух творцов, наполненная счастьем и болью, реальными фактами биографий и загадками.

Выставка «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера» была организована культурно-историческим фондом «Связь времен», Музеем Фаберже (Санкт-Петербург) совместно с Департаментом культуры Москвы. О масштабе события можно судить и по тому, что представленные здесь произведения принадлежат самым разным собраниям – Музею Долорес Ольмедо-Патино (Мехико), где хранится крупнейшая в мире коллекция живописи этих художников, галерее «Арвил» (Мексика, США), коллекции внука Диего Риверы Хуана Корнеля Риверы, другим частным собраниям Европы и Латинской Америки, Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Авторы проекта прочертили в выставочном пространстве «Манежа» две яркие линии – терракотовую для Фриды, синюю для Диего. По этим артериям протекала жизнь каждого из них: от детства и семейного окружения до первых шагов в искусстве и восхождения на олимп славы. В центральной точке экспозиции две линии жизни сливались в мощный эмоциональный поток: ученица Фрида, с волнением показавшая когда-то свои первые работы знаменитому Ривере, теперь не только встала вровень с мужем, но и была признана особым явлением в культуре XX столетия. Из их диалога выстраивалась история невероятной по накалу любви и вечного соперничества в искусстве.

Выставка «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера» подарила уникальную возможность увидеть, как формировался феномен мексиканской художницы, оказавшей в итоге серьезное влияние на творчество современных мастеров – от первых карандашных набросков до концептуальных полотен. Особое место в экспозиции кураторы отвели метафорическим автопортретам Фриды Кало, по сути, и сделавшим ее знаменитой. Среди них «Автопортрет с обезьянкой» и «Маска», написанные в 1954 году. Собственная биография, глубинные переживания и реальные события составляют основу творчества Фриды, и одним из самых известных ее произведений называют «Сломанную колонну» (1944). Как говорила художница, это манифест страдания и одновременно воплощение силы женщины и ее стойкости под ударами судьбы. Другая пронзительная по эмоциональному накалу работа, ставшая на выставке одной из центральных, – «Больница Генри Форда». В жестком для восприятия сюжете отражена трагедия женщины, потерявшей в 1932 году ребенка. Сломав привычные стереотипы, Фрида Кало первой в истории искусства обратилась к этой интимной и закрытой теме.

Одним из самых впечатляющих разделов выставки стала коллекция гипсовых корсетов, которые художница была вынуждена носить из-за серьезных проблем со здоровьем. Прикованная к постели, она расписывала их яркими красками, превращая в произведения искусства. Дополняли образ Фриды и сшитые по образцам ее одежды костюмы – яркие и неординарные, как и сама эта женщина, они отражают ее неразрывную связь с традиционной культурой Мексики.

Проводя зрителя по линии жизни Диего Риверы, кураторы показали все этапы творчества выдающегося мастера – от постимпрессионизма и кубизма до монументальных реалистических произведений. Здесь одна из самых ранних работ «Автопортрет в шляпе» (1907), созданный Риверой под впечатлением полотен Веласкеса, Эль Греко, Франсиско Гойи и демонстрирующий кубистский стиль; «Телеграфный столб» (1916) родился под влиянием Пабло Пикассо, с которым Риверу связывала крепкая дружба.

В 1954 году Диего Ривера написал большое полотно (около трех метров в высоту и пять метров в длину) «Славная победа», назвав его политическим памфлетом, где изображено вторжение американских войск в Гватемалу. В 1956-м он подарил его Союзу художников СССР, а тот, в свою очередь, передал ее на хранение в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Потребовалось более чем полвека, чтобы картина пришла к зрителю.

Впервые представлены произведения Риверы из серии «Русские рисунки». В 1955 году художник приехал в советскую Россию и около года проходил лечение в онкологической клинике. Он много рисовал, а объектами наблюдений становился медицинский персонал, дети. Одна из самых любимых работ Риверы «Русская медсестра» (1956), а созданный тогда же рисунок «Ребенок-спутник» он посвятил грандиозному событию – запуску в СССР первого в истории человечества спутника Земли. Художник говорил, что это метафора советского народа, «который устремлен в будущее, как ребенок».

На выставке показана и непростая история взаимоотношений художественных сообществ Мексики и советского государства. В 1947 году в Москву пришел достаточно объемный груз – несколько ящиков с живописью, графикой и фотографиями мексиканских художников. Подарок готовился несколько лет, и максимальные усилия к этому приложил советский посол в Мексике Константин Уманский. Он был убежден, что такой культурный обмен станет важным этапом сближения двух стран. В объемном списке дарителей значилось имя Фриды Кало.

В Советском Союзе тогда не оценили творчества мексиканцев, назвав его образцом «формалистического разлагающегося буржуазного искусства». Несколько лет ящики с работами хранились во Всесоюзном обществе культурной связи с заграницей, а в 1955-м их передали в ГМИИ имени А.С. Пушкина, где они и находились все это время.

Не обошлось без потерь. В 1954 году, уже после смерти Фриды, Диего Ривера попросил у Советского Союза на время картину Кало «Раненый стол» (1940), чтобы показать ее вместе с произведениями других мексиканцев в Польше. Выставка имела большой успех, но при дальнейшей транспортировке это объемное полотно бесследно исчезло, его дальнейшая судьба до сих пор не известна, но поиски не останавливаются.

На выставке в Москве фотокопия работы «Раненый стол», которую называют крупнейшим произведением художницы, стала единственный исключением в собрании подлинников, но без этой страницы рассказ о двух выдающихся мастерах, чья жизнь была подчинена служению искусству, оказался бы неполным.

 

Фото автора


Фотогалерея


Комментарии

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская