Матери чешского детского театра

Матери чешского детского театра

Статья в PDF

В августе 2019 года исполнилось 120 лет со дня рождения чешской актрисы, режиссера и основателя первого детского театра в Чехословакии Милы Меллановой. Интересно, что на создание театра для чешских детей ее вдохновила знаменитая Наталия Ильинична Сац — российский режиссер, педагог, первая в мире женщина-оперный режиссер, основатель и руководитель шести детских театров, среди которых первый в мире драматический театр для детей и первый в мире музыкальный театр для детей.

В 1934 году они познакомились в Праге, когда Наталию Сац во время лечения в Карловых Варах неожиданно пригласили выступить с докладом. Лекция, посвященная работе детского театра в Москве, закончилась овациями. Воодушевленная идеей создать нечто подобное в Чехословакии, 35-летняя пани Мелланова подошла к Сац и с восторгом сказала: «О, какой у Вас красный живот!» Смущенная гостья принялась рассматривать на себе одежду, нет ли где пятен, не порвалось ли что. На счастье, поблизости оказался советник посольства, который перевел фразу, означавшую «у Вас прекрасная жизнь!» Они посмеялись, а уже через несколько месяцев Мила Мелланова приехала в Москву, чтобы лично посмотреть репетиции и поучиться у московского режиссера.

Наталия Ильинична поделилась с чешской коллегой и пьесами, и опытом, и даже различными материалами по изучению восприятия детей. Уже в 1935 году Н. Сац получает приглашение в Чехословакию на открытие пражского театра для детей, созданного по примеру московского. Ее счастью не было предела. Первой постановкой становится «Негритенок и обезьяна», одним из авторов которого была сама Сац. Муниципалитет Праги поддержал создание нового театра, но помощь была настолько мала, что Мелланова добавляет собственные средства. Театр не давал ежедневных представлений, тем не менее они были регулярными. В предвоенный период чешский ТЮЗ готовил около пяти премьер за сезон, ежегодно в среднем показывал 100 спектаклей. Среди советских пьес в театре Меллановой поставили «Медвежонка Белое Брюшко» Г. Матвеева, «Веселого портного» Л. Веприцкой, «Непоседу Пам» Н. Шестакова, «Детеныша аиста» В. Пинчевского.

Театр, основанный после 1945 г. Меллановой, назывался Пражским театром для молодежи и являлся прямым продолжателем Пражского детского театра. Свое последнее название — Городской театр для молодежи в Длоугой улице он приобрел после 1949 г. Помимо чешских классических произведений в театре ставили и советскую драматургию. В репертуар входили: «Сережа Стрельцов» В. Любимовой, «Сын полка» В. Катаева, «Дед Мороз» М. Шуриновой. При театре Мила Мелланова открыла детскую Студию, в которой готовили несколько театрализованных программ, среди которых тема старинных традиций Чешского Рождества, вечера памяти, декламационные выступления, постановки сказок. В репертуар входила и драматизация романа «Солнечная» К.И. Чуковского. Театр за весь период своей работы поменял несколько адресов. Последним приютом стало здание театра Йиржи Волькера. Сейчас здесь другой театр, он носит название Дивадло в Длоуге, но в нем и по сей день идут спектакли для детей и молодежи.

Следующая встреча с Н. Сац произошла уже в 1961 году в городе Хрудиме на фестивале театров кукол, где Мила Мелланова назвала свою вдохновительницу «моя мать по искусству». Тогда первопроходец Мелланова уже отошла от театра юного зрителя и посвятила себя кукольному делу. При встрече она узнала, что в свет вышла новая книга Наталии Сац «Дети приходят в театр», которую немедленно решила перевести на чешский язык — в Чехословакии к тому времени открылось шесть ТЮЗов.

Они много гуляли по Праге, и Мелланова пригласила Сац к себе в гости, в роскошный особняк с видом на Влтаву. Наталию Ильиничну потрясла обстановка дома. Бассейн, фонтаны, картины известных художников и скульптура во дворе, для создания которой был приглашен известный скульптор из Рима. Отец Милы был врачом и директором курортного пансионата, поэтому мог себе позволить так роскошно жить.

В тот приезд Наталия Сац встретилась с доктором Йозефом Трегером, первым чешским переводчиком Маяковского, с которым познакомилась во время своего доклада в Праге. Он ей рассказал, что помимо бурной театральной деятельности, Мила совершает велосипедные путешествия, прекрасно плавает, много пишет о детском театре и переводит с русского на чешский детские пьесы, выходящие в СССР. А еще Мила — одна из самых богатых и удивительных женщин Чехословакии. Живет исключительно на то, что заработала сама, так как считает, что богатство родителей ей не принадлежит.

Книгу Наталии Сац «Дети приходят в театр» Мелланова перевести до конца не успела, ее одолела неожиданная и тяжелая болезнь. До последнего она спешила закончить перевод. Ее не стало на 65 году жизни, до своего юбилея Мила Мелланова не дожила ровно пять месяцев.

В 1965 году 30-летие театра для детей в Праге отметили уже без нее, но пригласили Наталию Ильиничну. Ей торжественно подарили цветы, а министр культуры ЧССР произнес речь в память о Миле Меллановой и добавил: «Но у матери чешского театра была русская мать. Это — Наталия Сац».

На следующий день в особняке Меллановой Наталии Сац передали портрет Милы, фотографии ее дома, художественный горшок для цветка и фарфоровую статуэтку — девушку, держащую за спиной подсвечник. Мила хотела, чтобы ее портрет хранился у Наталии Ильиничны, рядом стоял цветок и горела свеча. Имущество оценили в несколько миллионов крон и, согласно желанию наследницы, оно перешло в чешские музеи.

Переведенная книга вышла в Чехословакии под названием «Время, театр, дети». Предисловие, посвященное Миле Меллановой, написала Наталия Сац.


Фотогалерея


Комментарии

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская