В «вежливом» окружении

В «вежливом» окружении

 

Статья в PDF

 

В небольшом немецком городе Гермерсхайм (земля Рейнланд-Пфальц) в кинотеатре «Регина», а затем в кинозале местного Университета состоялись показы, и обсуждения нового короткометражного художественного фильма «Кто следующий?»

Режиссер и сценарист — заслуженный артист Молдовы Бэно Аксёнов,о ператор — Андрей Шнелль. Исполнение на рояле и музыкальное оформление — профессор Артур Аксёнов. Производство — Алик Ахметов. Исполнительный продюсер — Сергей Пюттер. Действующие лица: Дед — Бэно Аксёнов, Фельдшер — Аброр Жаббарбергенов, Медсестра — Валерия Зубова, Внучка — Леония Пюттер, Внук — Роман Абрамов, Регистратор — Анастасия Браун.

Фильм создан на «Гермерсхайм Фильм Студии» при содействии бюргермейстера города Гермерсхайма Маркуса Шайле, Майнцского университета имени Иоганна Гутенберга из Гермерсхайма и профессора Биргит Менцель, немецкого чеховского общества и музея «Чеховский салон» Баденвайлера (директор Хайнц Зетцер).

Основой сценария, раскручивающей сюжет фильма, снятого в традициях эстетики немого кино (интертитры, динамичность, выразительность движений, пианист, сопровождающий действие), стал рассказ А.П. Чехова «Хирургия», содержание которого режиссер переработал и перенес из далекого 1884 года в современный немецкий город, а доцент университета, доктор Ирина Полан перевела на немецкий.

Герой фильма — Дед — засыпает в приемной зубного врача и оказывается в своем сне в стоматологическом кресле, над которым навис громадный Фельдшер, заменивший на время отсутствующего врача. Дед проходит все этапы издевательств безжалостного «специалиста». От этой жути он просыпается и неожиданно осознает, что пытки, которые он пережил во сне, возобновятся уже в действительности. Он в ужасе выскакивает из окна многоэтажного здания, где находится приемная врача, но этот спасительный прыжок оказывается только очередным сном, который вряд ли оградит его от дальнейших пыток уже в следующем то ли страшном сне, то ли в реальности.

Невероятная ситуация стремительно меняется, усиливается и поражает своим сюрреалистическим развитием. Эмоциональный градус существования затравленного главного героя обрушивает его то вниз, то взметает вверх, да так, что Дед уже не в состоянии преодолеть в своем рассудке гипноз происходящих событий. Он весь во власти силы, с которой не в состоянии бороться. Дед вываливается из реальности в кривое зеркало своего помутненного сознания, в котором царит мир без правил, в котором с человеком может произойти все, что угодно, в котором угнетающая атмосфера погружает в пучину одиночества и страха. И этот мир во главе с очередным Фельдшером мчится по своей колее, равнодушно расшвыривая людей в разные стороны, калеча судьбы, уничтожая и разрушая все вокруг, не запрашивая на это позволения.

В конечном счете сны Деда — это лишь жестокие игры воображения, скрывающие изоляцию, в которой он оказался как по своей вине, так и из-за тотального вежливого безразличия всех вокруг. И несчастный Дед бьется в своем вакууме, страшась открыться кому-либо в этом опасном и непредсказуемом мире вежливых слов и гнусных поступков, где его изо дня в день насилуют страхи, ложь, угрозы и где он боится раскрыть свои проблемы, так как не в состоянии что-то изменить и исправить. Желание вырваться хоть куда-нибудь из этого постоянного вежливого унижения ему даже не приходит в голову. А «вежливость — это хорошо организованное равнодушие», как мудро подметил немецкий писатель Людвиг Бёрне. И в этом равнодушно вежливом окружении Дед одинок и несчастен — в этом весь парадокс.

Стоит только внимательнее всмотреться в переживания и страхи главного героя, как выясняется, что все они похожи на наши собственные гипертрофированные опасения, глубоко запрятанные в тайниках чувств. Это яркий срез жизни, высвечивающий кадры нашего существования, показывающий, кто мы есть на самом деле, обнаруживающий, что с нами происходит после обильного, ежедневного поглощения новостей и слухов от друзей и знакомых, газет и радио, телевидения и интернета.

Основанный на произведении А.П. Чехова фильм сопровождает возвышенная музыкальная палитра чувств блистательных произведений А.Н. Скрябина. В великолепном исполнении пианиста Артура Аксёнова она окрашивается в различные эмоциональные тона, подчеркивая больное, встревоженное воображение главного героя. Эта музыкальная энергия мастерски направлена пианистом на поддержание щемящей атмосферы, но с удивительным ощущением сочувствия, иронии, трагизма и юмора.

Разворачивающиеся события на экране привлекают мощной фантазией режиссера Бэно Аксёнова, тщательно продуманным, качественным видеорядом оператора Андрея Шнелля и интересным актерским составом, который создает удивительную, насыщенную драматизмом и юмором ситуацию. Надолго запоминаются зрителю здоровый, румяный, не сомневающимся ни в чем Фельдшер; стервозная, готовая исполнить все, что прикажут, обольстительная Медсестра, зацикленная только на своих семейных проблемах; прелестная Регистраторша; очаровательная, инициативная, хитрющая Внучка; строгий, не по годам рассудительный Внук и трагический, смешной и наивный Дед.

Фильм предстал перед нами не иллюстрацией произведения великого писателя, а живой, злободневной аллегорией о человеке в сложном и жестоком окружении, где выживать довольно тяжело и мучительно. Аллегорией, в которой заложена стихия разрывающихся чувств, мистика, насмешка, надежда, боль, предупреждение, вопль. И в этом небольшом по времени кинофильме Бэно Аксёнов успел глубоко вскрыть и показать безжалостно-равнодушный хаос нашего мира, где властвуют Фельдшеры, для которых насилие, власть, хамство, притворство, ложь, шантаж стали основным средством выживания.

 


Фотогалерея


Комментарии

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская